Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Мы принимаем материнский капитал
  • Трудовые ресурсы: сущность и показатели измерения Состав экономически активного населения
  • О применении косгу при отнесении расходов
  • Наиболее частые вопросы горячей линии налоговой службы Вопросы в налоговую инспекцию онлайн
  • Как отразить лизинговые платежи в 1с
  • Бухучет инфо Виды начислений заработной платы в 1с 8
  • Основные экономические показатели бюджета их общая характеристика. Бюджетные показатели. Основные показатели государственного бюджета

    Основные экономические показатели бюджета их общая характеристика. Бюджетные показатели. Основные показатели государственного бюджета

    41. Основные показатели статистики государственного бюджета

    К показателям статистики государственного бюджета относятся:

    1. Доходы (как поступления в бюджет) – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.

    Различают следующие виды доходов: текущие (налоговые и неналоговые) и капитальные.

    Налоги – это обязательные и безвозмездные сборы, взимаемые госорганами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов.

    Неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

    2. Официальные трансферты – невозвратные, безвозмездные, необязательные поступления, полученные от других учреждений государственного управления отечественных и зарубежных или международных организаций. Они имеют нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций.

    3. Расходы – это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные).

    4. Чистое кредитование (кредитование минус погашение) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам экономики с целью выполнения принятых государственных программ.

    Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета вычисляется как сумма доходов и полученных трансфертов минус суммы расходов и «кредитование за вычетом погашения».

    Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (процифита) с противоположным знаком. Его величина может быть определена как:

    Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатковликвидных финансовых средств .

    В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

    По валютному критерию государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По уровням управления выделяют государственный долг Рф и муниципальный долг. По срокам долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочны ми (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).

    Аналогично группировке финансирования бюджетного дефицита и государственного долга заимствования государством подразделяются на внутренние и внешние. Существуют следующие основные формы внутреннего заимствования государством: государственные облигационные займы, другие ценные бумаги; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда: казначейские ссуды; гарантированные займы.

    Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

    1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

    Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

    2. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

    Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

    3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

    Из книги Общая теория статистики автора Щербина Лидия Владимировна

    22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

    Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

    23. Классификация доходов государственного бюджета Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного

    Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

    24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

    Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

    45. Показатели таможенной статистики внешней торговли Статистическая информация по внешней торговле содержит данные о количестве и стоимости экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых балансов; дает представление о стране происхождения и стране назначения того или

    Из книги автора

    4. Признаки совокупности и показатели статистики Признаком единицы совокупности называют ее характерную черту, конкретное свойство, особен–ность, качество, которое может быть наблюдаемо и измерено. На признаки единиц совокупности накла–дывается требование их

    Из книги автора

    19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

    Из книги автора

    Классификация налогов по уровням государственного бюджета Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов

    Из книги автора

    Вопрос 44. Показатели статистики материальных оборотных средств Показатель обеспеченности производственными запасами характеризует наличие материальных оборотных средств у предприятия: Для характеристики использования материальных оборотных средств используются

    Из книги автора

    Вопрос 55. Показатели статистики товарных запасов Товарными запасами называется масса товаров, которые находятся на складах производства и в сфере товарного обращения с момента поступления их из производства до момента реализации.Товарные запасы в сфере товарного

    Из книги автора

    Вопрос 58. Показатели равномерности и ритмичности поставок продукции. Показатели статистики перевозок грузов Равномерностью называется соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом.Оценку степени равномерности поставок можно получить с помощью

    Из книги автора

    Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:1) государственный бюджет;2) внебюджетные фонды

    Из книги автора

    Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета Сектор государственного управления – это одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории устанавливается круг

    Из книги автора

    Вопрос 72. Показатели статистики государственного бюджета В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:1) налоги – это доходы – это обязательные

    В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.

    К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:

    1) налоги – это доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления;

    2) обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей;

    3) неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.);

    4) официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющих нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций;

    5) расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные);

    6) чистое кредитование (кредитование минус погашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

    7) дефицит (или профицит) – это итоговый показатель финансовой деятельности государства. С точки зрения финансирования дефицит может быть определен следующим образом:


    Дефицит (превышение расходов над доходами) = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.


    Профицит (превышение доходов над расходами) = (Погашение – Заимствование) + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.


    8) государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. В государственный долг не включаются:

    а) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

    б) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

    в) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

    г) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

    На основании абсолютных показателей статистики государственного бюджета рассчитываются относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

    Если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.

    1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

      Основные показатели государственного бюджета.

      Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

      Статистика внебюджетных фондов.

    1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

    Государственные финансы – важнейшая составная часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения своих функций.

    Задачами статистики государственных финансов являются:

      Изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов;

      Определение основных направлений изменения величины и структуры государственных финансов;

      Характеристика показателей, определяющих содержание и направление фискальной политики государства.

    Государственные финансы складываются из нескольких элементов:

      Государственный бюджет, включающий бюджеты разных уровней государственного управления;

      Внебюджетные фонды;

      Государственный кредит;

      Финансы государственных предприятий.

    Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. Это очень значительный инструмент управления экономикой страны. Направленное изменение фискальной политики государственного бюджета позволяет государству оперативно влиять на экономическую ситуацию в стране, правильное распределение собранных средств – сглаживать социальное напряжение в обществе, изменять пропорции между различными отраслями экономики, вызывать изменение темпов роста производства и потребления. Такой широкий круг проблем, решаемых при помощи государственного бюджета, вызывает потребность в его глубоком изучении.

    Изучают государственный бюджет при помощи статистических методов анализа, которые позволяют:

      Совершенствовать бюджетные классификации в соответствии с международными стандартами;

      Определять общую величину бюджетных доходов и расходов, рассчитывать размер превышения одного показателя над другим;

      Изучать структуру доходов и расходов, ее изменение в течение определенного периода;

      Выявлять основные источники финансирования дефицита государственного бюджета или направления размещения свободных средств при наличии профицита;

      Определять размеры государственного внутреннего долга;

      Проводить анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

      Выявлять влияние фискальной политики государства на экономическое развитие страны и уровень жизни населения.

    1. Основные показатели государственного бюджета.

    Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

    Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

    В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

    К основным показателям государственного бюджета относятся:

    • официальные трансферты;

      кредитование минус погашение (чистое кредитование);

      превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

      государственный долг.

    Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

    Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

    Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

    Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

    Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

    В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

    Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

    Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

    Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства.

    Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

    Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.

    Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления или международных организаций.

    Расходы - это невозвратные платежи из государственного бюджета, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

    Кредитование минус погашение (чистое кредитование) - это предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

    Профицит государственного бюджета представляет собой превышение доходов над расходами, дефицит - превышение расходов над доходами.

    Государственный долг - это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром». Он образуется в результате накопления бюджетного дефицита.

    Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Методы статистики или статистическая методология - это специфические приемы, с помощью которых статистика финансов изучает свой предмет, выявляет тенденции и определяет закономерности его развития.

    Наибольшее применение получил метод группировок. Он применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:

    • - выделения социально-экономических типов явлений;
    • -изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
    • - выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

    Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).

    Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

    Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.

    Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

    Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.

    Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления (простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов) во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом).

    Еще одним из методов статистики является наблюдение, которое может быть сплошным или выборочным. Сплошное наблюдение предусматривает обследование всех единиц изучаемой совокупности и связано с большими трудовыми и материальными затратами. Выборочное наблюдение - это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность.

    Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    2.1 Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющимися, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицитов бюджета.

    Классификация доходов - это группировка доходов бюджетов всех уровней БС РФ.

    К доходам бюджета относятся :

    • 1. Налоговые и неналоговые доходы
    • 2. Безвозмездные поступления (в т.ч. межбюджетные трансферты)
    • 3. Собственные доходы

    Мною проведен анализ показателей областного бюджета за 2013 - 2015 годы, из которого можно сделать вывод, что общий объем доходов бюджета Амурской области за три анализируемых года увеличивается..

    2.2 Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ ИФДБ.

    Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или действующего от их имени бюджетного учреждения, предоставить юридическому или физическому лицу, субъекту международного права денежные средства из соответствующего бюджета.

    Бюджетные ассигнования - это предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, для выполнения бюджетных обязательств.

    Классификация расходов - это группировка расходов бюджета всех уровней БС РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления (СГУ) и местного самоуправления основных функций, а также решение основных социально - экономических задач.

    В результате проведенного мною анализа функциональной структуры классификации расходов областного бюджета на 2014 - 2015 годы можно сделать следующий вывод, что общий объем расходов областного бюджета имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение данного показателя.

    2.3 Дефицит бюджета - это превышение расходной частью бюджета над его доходной частью.

    Причины дефицита бюджета:

    • 1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);
    • 2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
    • 3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

    Методы покрытия дефицита бюджета:

    • 1) Дополнительная эмиссия денег;
    • 2) Ужесточение налоговой политики;
    • 3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;
    • 4) Государственные займы и кредиты;

    Виды источников финансирования дефицитов бюджета:

    • 1) Внутренние источники (в валюте Российской Федерации) :
      • · бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
      • · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
      • · сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
      • · изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
    • 2) Внешние источники (в иностранной валюте):
      • · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
      • · кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

    Мною в процессе прохождения учебной практики был проведен анализ источников финансирования дефицитов бюджета Амурской области на 2013 - 2015 годы. По его результатам можно сделать следующее утверждение, что на протяжении 3 анализируемых лет ИФДБ имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение анализируемого показателя.

    Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

    Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. бюджет источник дефицит контроль

    Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

    Мною в процессе прохождения учебной практики был определен дефицит бюджета Амурской области за период с 2013 - 2015 года. По результату анализа, который был проведен, можно сделать следующее утверждение, что областной бюджет носит дефицитный характер.

    Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и исчислении которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов.

    По экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами, гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета.

    Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

    • · федеральные налоги и сборы;
    • · налоги и сборы субъектов РФ - региональные;
    • · местные налоги и сборы.

    Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетную систему.

    Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В соответствии с налоговым законодательством налоги распределяются между бюджетами различных уровней по установленным нормативам отчислений.

    Так мною в процессе прохождения учебной практики произведено распределение налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами.

    Профицит бюджета - это превышение доходной части бюджета над расходной его частью.

    В процессе прохождения учебной практики мною был проведен анализ сводной ведомости учета доходов по счету №40102 за 2015 год. Было выявлено что наибольший остаток на конец 2015 года занимают доходы от «Штрафов, санкций, возмещений ущерба» и составляют 159 272,60 тыс. руб. А наименьший остаток на конец занимают доходы от «Административных сборов и платежей» и составляют 545,5 тыс. руб.