Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Отражаем расходы будущих периодов
  • Как проявить должную осмотрительность в закупочной деятельности
  • Презентация на тему "роль государства в экономике"
  • Визитная карточка водителя такси с фотографией образец Бейджик таксиста образец
  • «Газпрому» увеличат налоги
  • Опек: последний вздох перед кончиной
  • Мировой экономический кризис 1929 1933 презентация

    Мировой экономический кризис 1929 1933 презентация

    Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

    Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

    Предпосылки и причины мирового кризиса 1929-1933 гг:

    • Изменение международных хозяйственных связей связанных с Первой мировой войной: в связи с образованием новых государств традиционные экономические связи оказались нарушенными либо прерванными. К этому присоединялись репарации, которые выплачивала Германия и военные долги Англии, Франции и Италии. Советский Союз и вовсе оказался выброшенным из мировой торговли. Все эти моменты сковывали активность на мировом рынке.
    • Резкий подъем экономики в 20-х годах, повлекший разрастание спекуляции и господство монополий в экономике, когда высокие цены монополистов снижали платежеспособность населения (низкий уровень дохода населения при большом объеме товара и высокой цене на него – кризис перепроизводства). При этом мелкие и средние производители разорялись, что оставляло многих людей безработными.
    • Циклический характер экономики в капиталистических странах всегда включал кризис, депрессию, оживление, подъем и снова кризис. Кризис представлял собой главную фазу цикла и с определенной периодичностью повторялся в капиталистических странах с начала 19 века. Таким образом, явления имевшие место в 1929-33 гг. были не случайностью, а закономерностью.

    Начало и характеристика развития кризиса 1929-33 гг:

    Фазы цикличной экономики характеризуются общими моментами и неизменно начинаются и заканчиваются кризисом.

    Во время фазы кризиса происходит резкое обострение конкуренции в производстве, ускоряется концентрация и централизация капитала. Сокращение производства вызывает невероятный рост безработных и падение покупательской способности населения. Их положение резко ухудшается, снижается заработная плата, усиливается эксплуатация. Набирают обороты такие явления как массовый голод и нищета.

    Фаза депрессии характеризуется тем, что производство в этот период стоит на месте, происходит уменьшение запасов товаров за счет их уничтожения и реализации по сниженным ценам. При этом оборудование, которое дает малый выход товаров, подлежит уничтожению. Постепенно происходит увеличение реализации товаров, снижается падение цен.

    В фазе оживления происходит приспособление самых крупных и жизнеспособных предприятий к низким ценам. Они заменяют оборудование на более эффективное. В этот период снижается безработица и повышается зарплата. Это увеличивает спрос на промтовары и ведет к разрастанию производства.

    В последней фазе подъема уровень получаемой предприятиями прибыли стабильно идет вверх, отмечается подъем курса акций и ценных бумаг, ими начинают массово спекулировать, в результате чего возникают явления вызывающие новый кризис.

    С начала 19 века до середины 20-го капиталистические страны пережили 13 кризисов, самым длительным и масштабным из которых был случившийся в 1929-1933 гг.

    Первыми приняли его удар США. 25 октября в Нью – Йорке назван «черным» днем, в который фондовая биржа потерпела полный крах от полного обвала акций. Банки и предприятия массово объявляли о банкротстве. Прекратили существовать 5761 банк, общая сумма вкладов в которые 5 млрд. долларов. Финансовый кризис за короткое время стал экономическим, который сразу же распространился по европейскому континенту.

    За 4 кризисных года объемы производства в промышленности и аграрном секторе уменьшились примерно на треть, а во внешней торговле — на две трети. Таким образом, ущерб который понесли за эти годы страны, вовлеченные в кризис, можно приравнять к экономическому ущербу нанесенному 1-й мировой войной.

    Особенно сильный урон понесли от кризисных явлений Соединенные Штаты Америки и Германия. В них обеих была весьма высока роль монополий, однако они не имели колоний, куда можно было переправлять для продажи накопившийся «излишний» товар. Значение играл темп производства в США, который был так высок, что рынок мгновенно оказался переполненный товаром. Правительство Германии, выплачивая репарации, ввело огромнейшие налоги.

    Именно эти явления обусловили такие высокие цифры падения производства в годы кризиса.

    Во время его пика в 1932 году производство промышленности в Германии упало на 54%, а США – на 46% от уровня 1928 года. Безработица в этих странах составила 44% и 32% соответственно. Уровень зарплаты достигал снижения до 50%. Это время в истории принято называть «великой депрессией».

    Ущерб Англии от кризиса был намного меньшим. Средний уровень падения производства в промышленности в ней составлял порядка 17%, а безработицы – около 22%. При этом сгладить его последствия этой стране во многом помогли ее колонии в Индии, служившие рынком сбыта товаров и Британское Содружество наций.

    Кризисные явления во Франции хотя и не были такими жесткими как в США и Германии, но длились до 1936 года и имели два пика в 1932 и 35 гг. В эти годы снижение производства в промышленности колебалось между 28 — 44%.

    Примерно на одинаковом уровне понесли ущерб от кризиса Италия и Япония. Их статистическое снижение в промышленности достигало 30%, а безработными были примерно 12% жителей стран.

    Промышленный кризис очень быстро слился с сельскохозяйственным, во время которого разорилось немало фермерских хозяйств.

    Из-за снижения доходов населения в значительной степени страдала внутренняя торговля. Борьба за рынки сбыта (внутренние и внешние) обострилась до предела. Для государств было более важным сбыть на рынке свои товары, а не иностранные. Поэтому на ввоз иностранной продукции устанавливались огромные пошлины. В итоге это разорвало многие торговые международные связи. Поступления в казну государств уменьшились, в результате чего многие отказались обеспечивать свою валюту золотом.

    Все эти явления незамедлительно вызвали кризис социальный. Он проявлялся в разорении мелких собственников, ужесточении эксплуатации рабочего класса: зарплаты снижались, а рабочее время увеличивалось. Люди шли на все, чтобы не оказаться совсем без заработка.

    Голод и нищета выливались в бесконечные массовые выступления. За кризисные годы по разным странам в общем было зафиксировано свыше 20 тысяч забастовок. В них приняли участие порядка 10 миллионов жителей.

    В Соединенных Штатах социальный кризис выражался в виде движения безработных, двух «голодных» походов в Вашингтон, выступлений ветеранов войны в Вашингтоне и т.п.

    Преодоление кризиса:

    В Соединенных Штатах Америки администрация Гувера попыталась остановить кризис, разработав для этого программу, рассчитанную на 60 дней. Правительство пошло на создание Реконструктивной финансовой корпорации для того, чтобы распределять субсидии и займы, а так же Федеральное фермерское управление для скупки сельхоз товаров. При этом оно вложило в нужды экономики больше 2 млрд. долларов. Но, ни одна из этих мер не оказалась эффективной. Одной из главных причин провала была боязнь Гувера появления деспотии в правительственных органах и разрушения самоуправления. Он не смог отойти от основного принципа либерализма – свободной конкуренции, основанной на невмешательстве государства в деятельность монополий.

    Широкомасштабная социальная борьба в США помогла в 1932 году победить на президентских выборах партии демократов, которую возглавлял Франклин Делано Рузвельт. Он предложил «новый курс», суть которого сводилась к социально – либеральным реформам, взятым из трудов англичанина Кейнса. Главной идеей стало регулирование экономики, спроса и предложения товаров и услуг государством. К этому добавлялись мероприятия по увеличению заработной платы и улучшению социального положения граждан. Эти принципы являлись одним из проявлений неолиберализма. Курс выбранный Рузвельтом пришелся по вкусу не всем, однако именно он помог преодолеть кризис.

    Великобритания, так же как и США, выбрала в борьбе с экономическим кризисом неолиберальный вариант: поддержку своего производства, проведение валютной реформы, экономию во всех сферах жизни. Но антимонопольной политики и модернизацию промышленности, как в США она не проводила.

    Германия, Италия и Япония для преодоления кризисных явлений предпочли тоталитарный вариант, сущность которого сводилась у установлению фашистской диктатуры.

    Во Франции затянувшийся кризис был преодолен с помощью третьего, социал-реформистского варианта. Этого же пути придерживалась и Испания. В его основе лежала частичная национализация производства, установления плановой экономики и масштабного реформирования социальной сферы. Этого направления во Франции придерживались лидеры правительства Народного фронта и руководство Рабочего социалистического интернационала.

    Последствия кризиса 1929-33 годов:

    Явления, связанные с кризисом имели много негативных последствий, но не все из них были таковыми. Самым главным было начало реформирования классического капитализма.

    Изменения в экономической сфере:

    • сокращение производства в промышленности на 40%, а в сельском хозяйстве на 30%
    • безработица, нищета, голод
    • началась перестройка в структуре экономики с опорой на последние научные и технические достижения, в то время как ее неэффективные звенья были ликвидированы
    • экономику стало регулировать государство: переход к плановой системе, сочетание крупного капитала с интересами простых людей

    Изменения, затронувшие социальную сферу:

    • ее регулирование перешло к государству: была введена социальная система, началось увеличение пенсий, пособий безработным, появились оплачиваемые отпуска, медицинское страхование, увеличилась зарплата

    Изменения в политической сфере:

    • обострение межгосударственных отношений из-за неравномерности послекризисного развития стран
    • в странах, где особо остро стояли социальные проблемы, политическая элита привела к власти авторитарных лидеров фашистских партий
    • в Латвии, Эстонии и Греции было осуществлены государственные перевороты
    • система международных отношений (Версальско-Вашингтонская) дала трещину и была близка к разрушению
    • германские репарации сначала снизились, а затем и вовсе оказались отмененными
    • из-за того что ведущие западные страны ослабили свои позиции в Германии, Италии и Японии начало формироваться стремление к внешней экспансии

    Отойдя от кризисных явлений 1933 — 1936 года многие капиталистические страны всего через несколько лет (в 1937 г.) оказались в новом экономическом кризисе. Кризисные явления 1937-1938 годов не затронули Германию и Италию, однако привели к обострению англо – германских отношений, а Япония и Италия в это время начали прямую агрессию, что и стало главными предпосылками разыгравшейся чуть позже 2-й мировой войны.

    МКОУ Мирнинская СОШ

    Открытый урок истории

    9 класс

    Мировой экономический кризис 1929-1933 г.

    Учитель истории Кожемякина Наталья Юрьевна

    2011-2012 уч.год

    Урок 51. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

    Цели и задачи урока:

    1. Определить причины мирового кризиса;
    2. Способствовать формированию у школьников яркого, эмоционально окрашенного представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
    3. Подвести учащихся к самостоятельному выводу о причинах этого явления, его особенностях;
    4. Развивать навык нахождения причинно-следственных связей исторических фактов;
    5. Способствовать формированию чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально-экономическом и морально-психологическом положении в связи с мировым кризисом 1929-1933 гг.

    Основные понятия: экономический кризис,

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник Сороко-Цюпы О.С. «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». М., 2011; мультимедиапрезентация «Мировой экономический кризис 1929-1933».

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Слайд 1.

    Тема урока: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

    Слайд 2

    План урока:

    Причины и начало мирового экономического кризиса
    - Великая депрессия
    - «Новый курс» Франклина Рузвельта
    - Экономический кризис в странах мира

    1. Изучение нового материала

    К 1929 г. многие держатели акций пришли к выводу, что они на самом деле не стоят того, что за эти акции было заплачено, и стали быстро от них избавляться. Запаниковав, ринулись продавать свои пакеты и прочие владельцы акций. Цены на бирже, естественно, рухнули, и за один день, 24 октября, 13 млн. акций перешли из рук в руки. За неделю американские инвесторы лишились свыше 40 млн. долларов. Этот обвал называли уоллстритским крахом. Всего за несколько месяцев экономика США проделала путь от бума до глубокого спада. Тысячи людей бросились в банки, стремясь забрать все свои сбережения. Подобный наплыв клиентов застиг банкиров врасплох, так как они не имели наличных средств, чтобы рассчитаться со всеми вкладчиками. В итоге свыше 9 тысяч банков вынуждены были закрыться, а многие их клиенты лишились всех своих сбережений. В самые тяжелые годы кризиса, с 1929 по 1933 г., цены на сельскохозяйственную продукцию снизились почти на две трети, объем промышленного производства сократился вдвое, множество компаний разорились и миллионы людей потеряли работу. (Хопкинсон К. Двадцатый век.- М., 1997.- С. 18.)

    Вопросы для обсуждения.

    1) Как называется явление, охватившее США и другие страны в 1929-1933 гг.?

    Слайд 3

    События и явления, о которых идет речь, были вызваны рядом проблем конца 20-х гг. На представленной схеме видно, что всегда за кризисом следует оживление, а затем подъем. Значит, без кризиса невозможен подъем.

    Слайд 4

    ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

    Задание: Вспомните основные события, происшедшие в мире накануне кризиса. (Первая мировая война и ее экономическое влияние на страны-победительницы, проигравшие государства и особенно на США.)

    Слайд 5

    Кризис 1929-1932 гг. в США (Великая депрессия)

    Задание: после просмотра видеоролика назвать черты кризиса в США.

    Просмотр видеоролика и прослушивание фрагмента текста

    «И вот поиски работы - сначала энергичные и с надеждой, затем - мрачные, потом отчаянные. Длинные очереди перед конторами по найму, глаза, напряженно ищущие слов надежды на меловых досках, бесконечный обход предприятий, ожидание целыми ночами, чтобы первому получить работу, если она будет утром. И неумолимые слова, короткие, безличные, скрывающие страх: «Рабочие не нужны...», «Нам не нужен никто...», «Проходи, Том, проходи...». Поиски продолжаются, одежда превращается в лохмотья, обувь расползается. Газета под рубашкой спасает от мороза, картон утепляет стельку, вата в носках ботинок облегчает долгие часы стояния у фабричных ворот. А тем временем сбережения семьи все тают. Отец растерял свою бодрость, он долгие часы проводит дома, раздраженный, виноватый... Мясо исчезает со стола, лярд заменяет масло, отец все реже выходит на улицу, он ужасно тих... Тени сгущаются в темных, холодных комнатах, отец зол, беспомощен и полон стыда, исхудавшие дети все чаще болеют, а мать, бодрящаяся днем, тихо льет слезы в подушку по ночам». (Книга для чтения по новейшей истории: 1917—1945.— М., 1976.— С. 140.)

    Слайд 6

    Слайд 7

    Франклин Рузвельт - президент США периода Великой депрессии

    Выступление ученика с краткой исторической справкой

    Сообщение ученика

    Франклин Делано Рузвельт родился 30 января 1882 г. в штате Нью-Йорк. Вошел в историю как американский государственный деятель, 32-й президент США. Рузвельт - единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Его имя ассоциируется с реформами «Нового курса», становлением и упрочением антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, военными успехами союзников, с планами послевоенного устройства мира и идеей создания ООН.

    Будущий президент родился в богатой и респектабельной семье Джеймса Рузвельта, предки которого эмигрировали из Голландии в Новый Амстердам в 1740-х гг. До 14 лет Рузвельт получал домашнее образование. Затем учился в одной из привилегированных школ. С 1900 г. продолжил образование в Гарвардском университете, где получил степень бакалавра, и юридической школе Колумбийского университета. Став адвокатом, будущий президент начал работу в солидной юридической фирме на Уолл-стрит.

    С 1910 г. Рузвельт являлся членом Демократической партии США, победил на выборах в сенат от родного штата. В предвыборной президентской кампании 1912 г. он активно поддержал демократа Т.В. Вильсона. В администрации президента Вильсона Рузвельту был предложен пост помощника морского министра. Находясь на этом посту он выступал за усиление флота, укрепление обороноспособности США, сильную президентскую власть и активную внешнюю политику. 1928 г. он был избран губернатором влиятельного в экономическом и политическом отношении штата Нью-Йорк, что открывало дорогу в Белый дом. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, пригодившийся ему в годы президентства. В 1931 г., в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате временную чрезвычайную администрацию по оказанию помощи семьям безработных.

    В президентской кампании 1932 г. Рузвельт одержал внушительную победу над своим соперником, не сумевшим вывести страну из экономического кризиса 1929-1933 гг. В ходе избирательной кампании Рузвельт изложил основные идеи социально-экономических преобразований, названные по рекомендации его советников «Новым курсом».

    Внимание на избирательную программу:

    Работа с учебником параграф 8, п. «Новый курс» Ф.Рузвельта.

    Выписать основные пункты программы.

    Слайд 8

    Слайд 9

    1. Закрепление

    Вопросы учителя

    - Входил ли СССР в число стран, переживавших кризис? Если нет, то почему мировой экономический кризис нас миновал? Если да, то какой путь выхода из кризиса избрала наша страна? (Нет. Кризис в основном коснулся стран находящихся на пике индустриального развития, а СССР в число таких стран не входил.)

    1. Итог урока. Выставление оценок, Домашнее задание § 7, 8, вопросы


    Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

    Причины кризиса США: 1.нехватка денежной массы. В то времяденьгибыли привязаны кзолотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили,самолёты,радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильнаядефляция- падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность,банкротствомногих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.2.кризисперепроизводства, присущийкапитализму.3.Стремительный прирост населения.4.Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились. 5.Маржинальные займы.

    Пути выхода:

    Путь выхода

    Государственное регулирование экономики, отмена золотого запаса, закрытие банков, «Закон об оздоровление национальной промышленности» (принудительно картелям запрещалось продавать продукцию ниже установленной цены). Мин. заработной платы и макс. продолжительность рабочего дня. Трудовые лагеря, помощь фермерам (низкий процент кредита, премия за сокращение посевных площадей).

    Отмена золотого стандарта, политика жесткого протекционизма

    Германия

    Фашистский режим (государство регулирует экономику).

    9. «Новий курс» Франкліна д. Рузвельта.

    В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям кризис из всех, которые знала история капитализма. Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон экономике США. История знает два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них – установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды. Второй путь - реформирование экономики одновременно с решением социальных проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без установления диктатуры, является «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с президентом Гувером. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим кандидатом в президенты - Ф. Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании Рузвельт сформировал «мозговой трест», который разработал теорию «Нового курса». Теоретической базой «Нового курса» явились воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея - необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.

    9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса . Работа сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США:

    1.«Чрезвычайный банковский акт» (Были закрыты все банки и проведена тщательная ревизия. В результате получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно 1/3 от существовавших).

    2.Отмена золотого стандарта( сосредоточение в руках государства золотого запаса США, девальвация доллара.)

    3.Реформирование промышленности( Было создано 17 промышленных групп, для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен. Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало обязательным.

    4.Трудовые лагеря для безработных( В них было занято свыше 10 миллионов человек. На осуществление программы общественных работ правительство выделило 13 миллиардов долларов.

    5.Закон о «помощи фермерам » принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского хозяйства.

    6.По инициативе Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с СССР , а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Новый курс» Ф. Рузвельта предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций: первую (тактическую) - вывод США из кризисной ситуации; вторую (стратегическую) - создание экономических основ общества социально-ориентированного рыночного хозяйства.

    Конспект урока для 11 класса.

    Мировой экономический кризис.

    Цели : рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.

    Развивающая цель : развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.

    Задачи : показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.

    Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

    Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»

    План урока.

    1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
    2. Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
    3. Выход из кризиса в США
    4. Особенности эконом. кризиса в странах Запада

    Ход урока

    I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.

    Причины стабилизации послевоенного развития Запада:

    1. революционные движения подавлены
    2. расширение рынков сбыта продукции
    3. выплата репараций
    4. отмена ограничений военного времени
    5. сокращено государственное регулирование экономики

    В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.

    США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.

    В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

    1. Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
    2. Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»

    Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)

    II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:

    1. Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
    2. Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
    3. Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
    4. Зависимость мировой экономики и финансов от США.

    С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.

    Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.

    Слайды №№ 6, 7, 8

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.

    Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США

    (Слайд № 9)

    Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.

    Последствия кризиса:

    1. Огромные масштабы кризиса
    2. Падение объема производства
    3. Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
    4. Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
    5. Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
    6. Безработица (13 мил. человек).
    7. Уменьшение заработной платы на 33%.
    8. Уменьшение доходов фермеров на 50%
    9. Падение уровня жизни населения.

    Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.

    Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.

    III. Выход из кризиса в США

    Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:

    Кто сумел вывести страну из кризиса?

    Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

    (Слайды №№ 10, 11, 12)

    США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

    Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

    (Слайд № 13, 14)

    3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

    Финансовые

    Экономические

    Социальные

    Временное закрытие всех банков

    На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

    Усиление государственного контроля в банковской сфере.

    Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

    Ограничивались спекуляции на бирже.

    “Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

    “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

    “Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

    Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

    Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

    Организовывались общественные работы

    VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.

    Задание 3.

    1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

    Сущность и характерные черты общемирового кризиса 1929-1933 гг. Экономический подъем 20-х годов в странах Европы и Америки сменился в 1929 году тяжелым кризисом. Это необходимое и неизбежное явление для государств с рыночной экономикой. Их причиной является конфликт между производством и потреблением, выражающийся в кризисе перепроизводства. В основе послевоенной стабилизации лежала восстановительная тенденция - завершение восстановления неизбежно привело к перенасыщению рынка. По мнению ряда экономистов (Кондратьев) экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным: он совпал со структурным кризисом, связанным с изменением технологий. В итоге данный экономический кризис стал крупнейшим за всю историю капитализма. Объем промышленного производства в западных странах упал примерно на 38 % (в США на 53 %). На треть сократились сельскохозяйственное производство и мировая торговля. Кризис породил массовую безработицу, что создало опасность спонтанных бунтов, восстаний. Промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии – на 40,2%, во Франции – на 30,9%, в Англии – на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили генеральную линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина «невмешательства» государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в современных условиях.

    Варианты выхода из кризиса . В связи с этим с начала 30-х гг. заметно возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделит, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них получил в антикризисной политике « нового курса « президента Ф. Рузвельта в США (либерально-реформистский); второй характерен для Скандинавских стран, Франции (социал-реформистский); третий вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии(тоталитарный).

    Американский вариант(либерально-реформистский )опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, уме-лым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.



    Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, так и ряд стран, применивших политику «нового курса». Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

    Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и «социализацией» экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д.

    Иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление , как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее – сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

    © 2005-2017, HOCHU.UA

    Страна

    Особенности проявления кризиса

    Меры, предпринятые для преодоления кризиса

    Великобритания

    страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

    пик кризиса – 1932 г.

    начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

    Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

    Протекционистские меры по защите английской экономики.

    Франция

    Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

    Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

    Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

    Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

    Под контроль государства поставлен французский банк,

    Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

    Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

    Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

    Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

    Запрет фашистских организаций.

    В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.