Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Задания уровня в Деятельность человека направленная на создание экономических благ
  • Андрей белоусов помощник президента российской федерации
  • Правила расчета декретных выплат
  • Где взять 5 тысяч. Пенсия с прибавкой. Начать заниматься фрилансом вы можете на специальных биржах
  • Структура занятости по видам экономической деятельности в россии и динамика ее изменений Среднегодовой темп прироста, %
  • Объявление для соседей чтобы не мусорили в подъезде — образцы текстов Табличке в курилке не мусорить
  • Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны. Политика импортозамещения в России: от слов к делу Импортозамещение в промышленности

    Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны. Политика импортозамещения в России: от слов к делу Импортозамещение в промышленности

    Минэкономразвития определило 18 приоритетных отраслей для импортозамещения. В них будут отобраны приоритетные проекты, которым окажут господдержку. Их масштаб будет незначительным: чиновники настаивают, чтобы общая сумма затрат на каждый проект не превышала 2 млрд руб.

    Минэкономразвития обещает деньги

    По словам помощника главы Минэкономразвития Елены Лашкиной , которую цитируют ТАСС и Интерфакс , конкретный перечень инвестпроектов , способствующих импортозамещению и росту экспорта, будет подготовлен на основе предложений министерств и ведомств к середине февраля. При разработке критериев чиновники исходили из необходимости замещения прежде всего иностранной продукции инвестиционного назначения.

    Главный критерий отбора инвестпроекта - не менее 20% на его финансирования должен предоставить инвестор из собственных средств. Проект должен находиться в российской юрисдикции, участие​​ организаций, находящихся в офшорных юрисдикциях, не допускается. Разрешено лишь финансирование проекта со стороны компании-нерезидента по отдельному соглашению с институтом развития.

    Проект должен быть направлен на создание производства продукции, доля импорта которой на территории России составляет от 80 до 100%. Он должен предусматривать создание производства узлов и агрегатов, которые заместят иностранные, либо доля экспорта по результатам реализации проекта составит не менее 20% от общего выпуска продуктовой линейки. Срок реализации проекта (начало эксплуатационной стадии) должен составлять не более трех лет. Срок окупаемости экспортоориентированного проекта должен составлять не более семи лет, проекта импортозамещения - не более 10 лет.

    Представитель Минэкономики пояснил РБК, что с участием институтов развития сейчас готовятся соответствующие предложения. «Минэкономразвития совместно с Минпромторгом и Минфином подготовит и представит перечень инвестиционных проектов в правительство к середине февраля», - уточнил он.

    Сколько в бюджете заложено на эту программу, представитель Минэкономразвития не уточнил. Этот вопрос отказались комментировать также в Минфине и в Минпромторге . Источник в финансово-экономическом блоке правительства рассказал, что для поддержки инвестпроектов могут использоваться действующие инструменты софинансирования за счет ресурсов институтов развития. Одно Минэнерго оценило расходы нефтегазовых компаний на импортозамещение до 2020 года в 8- 10 млрд руб​​.

    Минпромторг собирает заявки

    Это не первая попытка сформировать программу импортозамещения . Еще в июне 2014 года Минпроторг направил в правительство документ с таким названием. Он был засекречен, это объяснили тем, что в него включены мероприятия в военно-промышленном комплексе. В Белом доме о документе не вспоминали до декабря прошлого года. Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ведомствам до 11 февраля 2015 года представить предложения по включению в долгосрочные программы развития стратегических акционерных обществ положений по плановому замещению иностранного оборудования, техники и комплектующих на отечественные аналоги.

    Минпромторг сейчас активно работает над вопросом импортозамещения и проводит консультации с предпринимательским сообществом, в частности с «Деловой Россией», говорит РБК источник со стороны бизнеса, знакомый с ходом обсуждения вопроса. «Практически в ежедневном режиме идет обсуждение с чиновниками разного ранга, начиная от уровня руководителей департаментов и выше», - отмечает он.

    В начале февраля глава Минпромторга Денис Мантуров может провести встречу с генсоветом «Деловой России», где тема импортозамещения и список возможных проектов для импортозамещения - предложений организации - может также обсуждаться, говорит источник в бизнес-кругах. «На каждый Генсовет , как правило, приглашаются высокопоставленные чиновники, одновременно идут переговоры об участии в следующих генсоветах . Мы ведем переговоры сразу с несколькими чиновниками, в том числе и с Мантуровым », - сказал РБК представитель «Деловой России». В Минпромторге не ответили на вопрос РБК.

    «Минпромторг в последнее время зверски активизировался, отодвигает Минэкономразвития и отраслевые министерства», - говорит руководитель одного из отраслевых объединений. Идет формирование списков, в основном это претенденты на субсидирование ставок по кредитам, подтверждает президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин . По его словам, списков несколько, поскольку помощь предполагается выделять из разных источников - ФЦП, программам субсидирования ставок и т .д .

    Бизнес хочет прозрачный отбор

    В фармацевтике осталось принять ряд нормативных документов, например по преференциям в части локализации, говорит председатель отраслевого отделения по фармации и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант . По его словам, возможно, Минпромторг будет собирать информацию по второму этапу. Он предполагает рост глубины локализации и переход на инновационную модель производства.

    Сейчас речь идет не о проектах, а о технологиях и методиках импортозамещения , говорит РБК Антон Данилов-Данильян , сопредседатель «Деловой России», глава комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике. Он участвует в обсуждении вопроса с Минпромторгом .

    «В экономике в целом невозможно ручное управление этим процессом. Нужны решения «автоматического действия», речь идет о подходах к вопросу, о том, как выявлять способные к импортозамещению предприятия, как их «стыковывать » с заказчиками, причем не только лишь с государственными заказчиками и естественными монополиями», - говорит он.

    Для развития импортозамещения нужно решить вопрос с доступом к финансированию, с переобучением кадров и инфраструктурного обеспечения. «Необходимо, чтобы любой проект по импортозамещению получал возможность доступного финансирования. Нужно все формы господдержки , по отраслевому признаку разделенные, представить бизнесу. Это системный подход, все остальное - ручное управление», - говорит Данилов-Данильян .

    Источник в РСПП рассказал РБК, что с правительственными чиновниками обсуждаются системные меры поддержки, а не конкретные проекты. При этом сама дискуссия выходит за рамки антикризисных мер и собственно импортозамещения - речь идет в целом о промышленной политике в России.


    Приоритетные отрасли для импортозамещения

    Оборудование для пищевой промышленности, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, электрохимическая и кабельная промышленность, нефтегазовое машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроительное оборудование (в части судового комплектующего оборудования), радиоэлектронная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность (катализаторы, производство редкоземельных материалов¸ композиционных материалов, красок и лаков, пластиков, производство моющих, чистящих и полирующих средств, а также изделий из резины и пластмасс), фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, промышленность обычных вооружений, гражданское авиастроение, двигателестроение, комплектующие и оборудование для транспортного машиностроения.

    Импортозамещение – это процесс постепенного замещения иностранных товаров аналогами отечественного производства. В России этот вопрос приобрел особую актуальность после 2014 года, когда страна столкнулась с санкциями. Мы решили с помощью данных Росстата посмотреть, как продвигается программа импортозамещения в РФ, в каких сферах она реализуется, какие области затрагивает.

    В нашем прошлом материале « » мы подробно затрагивали структуру импорта в Россию. Тогда выяснилось, что страна огромные деньги тратит на закупку заграничного оборудования, станков. Данная позиция занимает чуть ли не половину всего импорта. Также на верхние позиции рейтинга ключевых товаров, ввозимых в РФ, попали медикаменты, одежда, мясо.

    И именно в этих отраслях власти хотят навести порядок с помощью программы импортозамещения, добившись самостоятельного производства импортозамещающих товаров и продуктов.

    И вот на примере первой таблицы мы уже можем заметить, как продвигается процесс. Начиная с 2014 года, когда ответными санкциями Россия запретила ввоз на свою территорию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из ряда стран, в стране активно развивалось собственное производство. Например, видно, что хорошо выросли по производству говядины, свинины, молоку, сливкам, творогу.

    Производство импортозамещающих продуктов в РФ (Росстат)

    Наименование 2014, тыс. тонн 2016, тыс. тонн 2018, тыс. тонн
    Мясо крупного рогатого скота парное, охлажденное 185
    195
    226
    Свинина парная, охлажденная 1438
    1947
    2427
    Изделия колбасные 2475
    2436
    2276
    Филе рыбное мороженое
    110
    141
    157
    Молоко жидкое обработанное
    5349
    5569
    5568
    Сливки
    115
    125
    149
    Творог
    387
    410
    499
    Масло сливочное
    250
    251
    258
    Сыры
    499
    605
    473

    В 2016 году был большой скачок по производству сыра, но, как показывают данные Росстата, почему-то в 2018 году мы снова откатились к результату пятилетней давности. Возможно, потому что хорошую активность по поставкам молочной продукции на российский рынок проявляет Белоруссия. Судя по следующей таблице, Минск благодаря санкциям Москвы оказался в очень выигрышной ситуации, став чуть ли не главным поставщиком продовольствия.

    Напомним, что Россия ввела продовольственные санкции против США, стран ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна. Санкции неоднократно продлевались и сегодня действуют до 31 декабря 2019 года.

    Импорт продукции, запрещенной к ввозу из стран санкционного списка

    Наименование Всего за 2018 год, тыс. тонн Ключевые поставщики за 2018 год, тыс. тонн
    Мясо крупного рогатого скота, свежее 100,5 Белоруссия - 98,6
    Свинина свежая 61,3 Чили - 29,2
    Бразилия - 12,3
    Аргентина - 7,4
    Белоруссия - 6,7
    Молоко и сливки сгущенные 166,8 Белоруссия - 146,1
    Уругвай - 6,2
    Новая Зеландия - 3,1
    Йогурт, кефир 116,9
    Белоруссия - 108,2
    Казахстан - 8,0
    Сливочное масло 89,3
    Белоруссия - 68,2
    Новaя Зеландия - 6,7
    Уругвай - 6,6
    Сыры и творог 266,8
    Белоруссия - 224,6
    Сербия - 11,4
    Аргентина - 11,3
    Картофель 573,0
    Египет - 361,4
    Азербайджан - 64,5
    Белоруссия - 53,4
    Китaй - 53,1
    Томаты свежие 577,7
    Азербайджан - 169,9
    Maрокко - 91,6
    Китaй - 88,0
    Белоруссия - 57,1
    Турция - 34,9
    Ирaн - 34,8
    Капуста
    137,7
    Китaй - 45,3
    Белоруссия - 22,1
    Узбекистан - 21,7
    Бананы 1 556,7
    Эквaдор - 1 494,9
    Костa-Рикa - 22,2
    Гвaтемaлa - 12,5
    Цитрусовые 1 682,8 Турция - 578,5
    Египет - 274,4
    Maрокко - 237,7
    Китaй - 180,1
    ЮАР - 156,9
    Виноград 320,0
    Турция - 92,6
    Узбекистан - 52,2
    Молдова - 37,1
    Индия - 29,7
    Яблоки, груши 1 121,7
    Молдова - 246,5
    Китaй - 167,7
    Сербия - 132,0
    Белоруссия - 122,6
    Aргентинa - 100,1
    Орехи кокосовые, кешью 26,3
    Филиппины - 8,1
    Индонезия - 6,6
    Вьетнам - 6,5
    Кот дИвуар - 2,4

    Благодаря импортозамещению доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли упала с 2014 по 2018 годы с 34% до 24%. Доля импортных потребительских товаров за этот же период снизилась с 42% до 36%.

    Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли

    Год Доля импортных потребтоваров в товарных ресурсах розничной торговли, % Доля импортных продтоваров в товарных ресурсах розничной торговли, %
    2018 36
    24
    2017 35
    23
    2016 38
    23
    2015 38
    28
    2014 42
    34
    2013 44
    36
    2012 44
    34

    Если смотреть более детально, то сильно упала доля импортной говядины, свинины, мяса птицы, молока.

    Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах

    Наименование Январь-сентябрь 2014 года, %
    Январь-сентябрь 2018 года, %
    Мясо и птица, включая субпродукты
    19,6
    7,7
    Говядина, включая субпродукты
    59,1
    45,1
    Свинина, включая субпродукты
    17,0
    2,0
    Изделия колбасные
    2,4
    1,6
    Мука
    1,0
    0,9
    Растительные масла
    14,0
    17,9
    Сухие молоко и сливки
    45,2
    34,5

    Успехи импортозамещения заметны не только в сфере продовольственной безопасности. Активная работа идет и по таким направлениям, как:

    В целях реализации государственной политики по продвижению отечественной продукции была создана Правительственная комиссия по импортозамещению, которая регулярно проводит заседания.

    Легкая промышленность

    На одном из последних заседаний обсуждалась ситуация в легкой промышленности. Глава правительства Дмитрий Медведев рассказал, что в легкой промышленности определены 23 направления импортозамещения. «Дорожная карта» отрасли выполнена почти наполовину. По словам Медведева, в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, одежды, обуви. В магазинах стали появляться образцы современной экипировки для спортсменов, произведенной в РФ.

    По итогам 2018 года, поставки текстильных изделий, обуви из РФ в страны СНГ выросли более чем на 10%. Экспорт в другие страны мира увеличился примерно на 5%. При этом, как отмечают специалисты, работы остается еще много, поскольку доля импортной одежды и обуви на рынке РФ составляет две трети.

    Машиностроение

    В машиностроении также фиксируются достижения. Например, за 2017 год почти на 20% увеличилось производство российских автомобилей, включая машины мировых брендов. Также на 21% выросло производство отечественной сельхозтехники, которая сегодня уже занимает больше половины рынка страны. Еще почти на 20% выросло производство пищевого оборудования, то есть машин для производства молока, переработки мяса. Около трети оборудования отправляется на экспорт. Производство строительной и коммунальной техники подскочило на 27%.

    Всего по итогам минувшего года в создание российских промышленных заменителей зарубежной продукции было вложено почти 640 млрд рублей. Из этой суммы на долю государства пришлось лишь 70 млрд рублей.

    IT

    Отдельно хотелось бы остановиться на импортозамещении в IT. С одной стороны есть ряд проблем, которые немного тормозят масштабный переход на отечественное программное обеспечение. Среди них:

    • Отсутствие полноценных российских аналогов
    • Устоявшиеся привычки пользователей
    • Отсутствие денежных средств на доработки
    • Страхи перед сбоями в период адаптации к новым системам
    • Отсутствие санкций за использование иностранных образцов

    Но с другой стороны процесс запущен и его уже не остановить. Например, активно действует реестр отечественного ПО, из которого госкомпании при закупках должны выбирать себе продукты. Сегодня в реестре содержится уже более 4 тыс. наименований российского софта. Участники рынка явно не будут стеснены в выборе.

    Напомним, что реестр был запущен в 2016 году. В реестр могут попасть продукты компаний, в которых контрольный пакет акций принадлежит гражданину РФ. При создании российского продукта допускается использование иностранных компонентов, но для попадания в реестр нужно, чтобы отчисления зарубежному партнеру не превышали 30% оборота.

    В конце минувшего года глава Минфина Антон Силуанов подписал директиву, согласно которой госкомпании должны разработать план активного перехода на отечественный софт. До 2021 года доля российских IT-разработок должна в госкомпаниях превысить 50% в объеме используемого ПО.

    Но не только госкомпании переходят на отечественный софт. Анализ проектов импортозамещения показывает, что на операционные системы Альт, офисное ПО «МойОфис», антивирус Касперского активно переходят образовательные учреждения, судебная система, министерства, ведомства и т.д.

    Учитывая такие преимущества отечественных аналогов, как низкая стоимость по сравнению с зарубежными образцами, лучшее понимание потребностей пользователей, оперативная техподдержка есть вероятность, что процесс импортозамещения будет лишь ускоряться.

    Фармацевтика

    Определенные успехи есть и по направлению импортозамещения лекарств. Например, по итогам 2017 года доля российских лекарств для лечения гепатита превысила 77%. В случае с сердечно-сосудистыми заболеваниями доля отечественных лекарств приблизилась к 85%. Для лечения онкологии в 60% случаев используются российские решения. За последние 5 лет в разработку лекарственных препаратов отечественного производства было вложено почти 90 млрд рублей.

    Активно страна укрепляет свои позиции и на внешних рынках. Поставки продукции фармацевтической направленности за рубеж в 2017 году увеличились на 16,6% до почти 700 млн долларов.

    В конце хотелось бы отметить, что хотя санкции положительно отразились на развитии отечественного производства, в целом взаимные торговые ограничения тормозят динамику роста экономики страны. От этого в том числе страдают и простые граждане, у которых реальные доходы снижаются несколько лет подряд. Спасают ситуацию только . Это такие , которые новые клиенты могут взять на бесплатных условиях.

    Производство продукта с высокой добавленной стоимостью, технологичных и конкурентоспособных товаров – залог успешного будущего государства, и программа импортозамещения в России до 2020 года – это одна из важных мер по диверсификации экономики страны и верный шаг на пути к «Индустрии 4.0», который поможет нашей стране избавиться от нефтегазовой зависимости. Что в себя включает данная стратегия и какие ее элементы уже воплощены в жизнь?

    Разработка стратегии

    Программа импортозамещения в России до 2020 является, в первую очередь, мерой решения правительством нашей страны вопроса продовольственной и товарной безопасности. Во-вторых, от ее реализации зависит конкурентоспособность российских товаров, поставляемых за рубеж и технологическое развитие экономики РФ. Попытки внедрения системных мер предпринимались властными структурами с 2012 года, когда была разработана Госпрограмма по поддержке и развитию сельскохозяйственного рынка на 2013-2020 гг.

    Реализации стратегии помешали санкции со стороны США и стран Европы. В конечном итоге вопрос импортозамещения до 2020 г. встал «ребром». Результатом изыскания путей решения, возникших правовых и экономических коллизий стал ключевой документ – Программа № 328 от 15 апреля 2014 г. по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности российского производства на международной арене. Кроме того, были изданы иные законодательные акты, которые объединила общая цель: формирование в стране конкретной позиции касательно импортозамещения.

    04.08.2015 г. была создана ведомственная комиссия при Правительстве РФ, которая функционирует на основании ПП РФ от 04.08.2015 г. N785 и распоряжения Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 1492-р.

    В последнем законодательном акте поименован список ответственных лиц:

    • комиссия по ОПК;
    • комиссия по иным отраслям российской экономики.

    В чем суть стратегии

    Стратегия импортозамещения устанавливает для всех участников гражданского оборота определенные «правила игры».

    Если кратко, то целью данной программы №328 является регламентирование производственной сферы в России с учетом механизмов импортозамещения. Положения документа также учитывают данные из Стратегии инновационного развития РФ от 08.12.2011 г. №2227-р.

    Задачами программы являются:

    • повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене;
    • внедрение новейших технологий в производство;
    • освоение рынка инноваций с целью последующего применения разработок на практике.

    Обратите внимание! В документе нет определенного механизма действий, лишь указаны общие цели, задачи, критерии достижения планируемых результатов, состав комиссии и т.д., необходимые для реализации процесса замещения продукции иностранного производства отечественными аналогами. Т.е. рассмотрена исключительно правовая сторона вопроса.

    Реализация вышеуказанных целей достигается, в т.ч. за счет инвестиций в рамках Программы от 11.10.2014 г. №1044.

    Результатами реализации стратегии к 2020 году должны стать:

    • создание развитой промышленной инфраструктуры в РФ;
    • формирование спроса на отечественную продукцию;
    • создание высококвалифицированных рабочих мест;
    • модернизация технологического базиса государства;
    • повышение экономической эффективности отечественных производителей;
    • стандартизация важнейших отраслей промышленности;
    • увеличение числа патентов, внедрение последних инноваций в практическую деятельность.

    Какие товары включены в программу

    С введением санкций РФ предприняла ответные меры в сторону Запада. Так, в нашу страну перестали импортировать товары из Австралии, Норвегии и США. Перечень импортозамещающих товаров представлен в ПП № 1421 от 19.12.2014.

    Среди продуктов питания стоит отметить:

    • мясо;
    • рыбу и морепродукты;
    • молочную продукцию;
    • большое число овощей и корнеплодов, в т.ч. помидоры, картофель, морковь, бобы, репа, баклажаны, грибы и иные продукты, которые возможно вырастить на территории РФ;
    • фрукты и орехи;
    • колбасные изделия.

    В сфере машиностроения также имеются существенные ограничения по ввозу изделий. На официальном портале Государственной системы правовой информации содержится перечень товаров, импорт которых на территорию страны невозможен без получения разрешения ведомственной комиссии при Правительстве РФ. В список разрешенных изделий для импорта входят:

    • цистерны;
    • генераторы переменного тока;
    • водные и газовые турбины;
    • силовые установки;
    • авиадвигатели;
    • самолеты;
    • ракеты-носители;
    • судна с водоизмещением свыше 10 000 т и т.д.

    С IT-сферой все гораздо сложнее, так как в России нет аналогов многих иностранных гаджетов и программного обеспечения. Поэтому 15.11.2015 г. Правительство утвердило создание единого «Реестра российского ПО», в котором поименованы российские IT-проекты, которые в будущем будут иметь приоритет перед зарубежными при проведении госзакупок. В ПП от 16.11.2015 г. №1236 идет речь о запрете использования иностранного ПО в муниципальных и государственных учреждениях. Но данный документ не исключает вариант инсталляции такого программного обеспечения при отсутствии отечественных аналогов.

    Что уже сделано

    С июня 2015 года в России было воплощено в жизнь более 350 проектов по импортозамещению. В течение 2-3 лет будет реализовано еще порядка 780. Но при этом четверть из них представляют собой совместные инвестиционные проекты с иностранными корпорациями и банками.

    По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, только за 2016-2017 г. в РФ запустили 350 высокотехнологичных производств.

    Наилучшие результаты за последние 5 лет показали:

    • автомобильная промышленность;
    • сельское хозяйство;
    • машиностроение.

    Рост на уровне 10-15% наблюдается в следующих отраслях промышленности:

    • станкостроение;
    • тяжелое машиностроение.

    Рост на уровне 4-8% зафиксирован в сфере:

    • лесопереработки;
    • легкой промышленности;
    • авиационной сфере;
    • химической промышленности.

    Несмотря на все меры государственной поддержки промышленности в рамках программы по импортозамещению до 2020, доля импорта продолжает расти. Так, за январь-ноябрь 2017 год рост 24%, а показатель – 181,4 млрд. USD. И в 2018 г. ФТС констатировала увеличение на 6,1 процентных пункта по сравнению с отчетным периодом 2017 г.

    Наша страна по-прежнему нуждается в создании собственных высокотехнологических корпораций с минимальным участием иностранного капитала, таких как японские производства Schneider Electric, Microsemi и Sumitomo Electric. Особого внимания также требует IT-сфера, так как импортозамещение по данному направлению идет медленнее всего.

    Импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров.

    Наиболее перспективными для импортозамещения являются следующие отрасли :

    • станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%),
    • тяжелое машиностроение (60-80%),
    • легкая промышленность (70-90%),
    • электронная промышленность (80-90%),
    • фармацевтическая,
    • медицинская промышленность (70-80%),
    • машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

    Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.

    В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

    Мнение: нельзя не заметить огромные успехи страны в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Задумайтесь – в 90х мы получали гуманитарную помощь, люди голодали. А теперь мы первые по экспорту пшеницы.

    Курица, свинина, с некоторых пор говядина – страна полностью себя обеспечивает. Запретили турецкие помидоры, сразу все заметили что оказывается у нас есть отличные овощи из Ростова – куда более вкусные любых зарубежных. Кстати, Турция на своей территории поднимает сельское хозяйство запретом ввоза фруктов и овощей из других стран – и никаких к ним претензий.

    Макаронные изделия – даже итальянцы, знающие в этом толк считают продукцию из России очень качественной.

    Есть проблема с сырами. За несколько лет она продвинулась, но здесь есть над чем работать.

    По одежде, то же Иваново отшивает полный ассортимент: да есть вопросы к фасонам, моде, но качество – выше того что массово везут из-за границы.

    К сожалению есть провалы в сфере высоких технологий, робототехники, биотехнологиях – по крайней мере это заметно на основе анализа прессы.

    Ещё из позитива: по статистике за лето 17 года значительно нарастили производство лекарств.

    По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

    Будучи страной открытой, интегрированной в международную экономическую систему, России затруднительно выпускать целый спектр товаров, по причине того что выпущенные у нас эти товары будут дороже. Это критикуется, поскольку в России есть нефть, электроэнергия дешевле чем у многих соседей, уровень зарплат не высокий – есть все условия, чтобы развивать свои промышленность и сельское хозяйство.

    Большую опасность представляет то, что для нефтянной промышленности значительная часть комплектующих и услуг по обслуживанию техники, скважин – осуществляется зарубежными компаниями. В случае их демарша, уровень нефтедобычи будет падать. Но меры по замещению принимаются, в том числе, судя по СМИ и совместные с другими нефтедобывающими странами.

    Определённо – после более 20 лет исключительно сырьевого характера экономики, когда продаём металлы, нефть, газ удобрения, а ввозим почти всю жизненно необходимую продукцию, очень сложно быстро перестроиться на новые рельсы, начать самостоятельно производить многие товары. Однако же рыночная экономика, спрос и большое количество предпринимателей – решают эту проблему (похожая ситуация была после войны с ).

    Государство создаёт специальные отраслевые фонды, которые поддерживают крупные предприятия, работающие в сфере замещения.

    Что стало поводом для программы импортозамещения

    Санкционные ограничения западных стран затронули поставки в сфере оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и новых технологий. Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, вводивших санкции.

    Такое большое государство, как Россия, не может быть в зависимости от других стран. В период нестабильности 90х руководство страны решая текущие проблемы не могло оперировать планами на будущее. Сейчас же строятся на десятки лет вперёд, вычисляются .

    Поднят дискурс социализма. Общество стало живо интересоваться экономикой и путями страны.

    Нельзя сказать что причиной импортозамещения являются только санкции и напряжённые отношения с несколькими странами (обратите внимание, речь идёт всего лишь о нескольких странах, пусть и весьма развитых). Появились возможности, страна переосмыслила себя, своё место. Да, что-то будет дороже (сейчас практически любая продукция в любой стране будет дороже чем в Китае, Индии), но не производить своего – нам нельзя.

    Импортозамещение в пищевой промышленности

    • Овощные консервы. «Астраханская консервная компания». Астраханская область.
    • Десерты. ООО «Макфа». Челябинская область.
    • Рыба теляпия. «Рыбоводный комплекс». Астраханская область.
    • Семга. «Мурманрыбвод». Мурманская область.
    • Переработка сыворотки. «Лианозовский молочный комбинат». г.Москва.
    • Полутвердый сыр с голубой плесенью. «Тбилисский маслосырзавод». г.Тбилисси
    • Сыр. Сыроварня «Русский пармезан». Московская область.
    • Подсолнечное масло. Агрофирма «Русь». Белгородская область.
    • Лизин. Агрохолдинг «Юбилейный». Тюменская область.
    • Кофе. «Сеть АЗС «Газпромнефть». Московская область.
    • Мясная продукция. Мясоперерабатывающий комплекс. Мордовия.
    • Мясо. Племзавод «Ладожский». Ленинградская область.
    • Куриное мясо, яйцо. ООО «Птицефабрика «Владимирская». Астраханская область.
    • Икра форели. Форелеводческий завод «Адлер». г.Адлер

    Выставка Импортозамещение

    Основу выставки составляют коллективные экспозиции регионов России, которые представят предприятия, организации и ведомства, занимающиеся производством импортозамещающей продукции. Московская область представлена как отдельными городами, так и предприятиями., Впрочем, интересно было посмотреть, что делают в регионах.

    Рязанская область.


    Воронежская область.


    Вологодская область.


    Липецкая область – очень ярко, представительно, один из лучших стендов.


    Алтайский край – этот стенд всегда окружён вниманием – тоже весьма представительно и интересно.


    Тульская область.


    Краснодарский край – стильный, заметный.

    Далее наша небольшая зарисовка по отдельным стендам.


    Материнские платы отечественного производства и системы защиты информации.


    Снегоходы.


    Что-то невероятно большое и мощное, да и ещё с лодочным мотором сзади.


    Выгребаем всё.


    Решения для мобильной торговли.


    Медицина.

    Российская промышленность, как и вся российская экономика, после девальвации рубля декабря 2014 г. уже несколько лет «живет» при новом курсе национальной валюты и в условиях его свободного формирования. Эти годы позволили всем участникам процесса накопить практический опыт существования в таких условиях, на деле проверить прежние (теоретические) представления о пользе и последствиях девальвации рубля для российской экономики, адаптироваться к фактическому курсу национальной валюты и сформулировать свои представления о его желанном изменении. Однако количественная оценка этих процессов, выявление проблем и позиций экономических агентов оказались сложными задачами для отечественной статистики.

    Традиционный подход к анализу импортозамещения, основанный на внешнеторговой статистике, позволяет проводить ограниченный анализ этих процессов в современных условиях. Понимание сложности измерения импортозависимости и импортозамещения и связанных с этим проблем при высокой востребованности в современных условиях реальных данных заставляет обратиться к более гибкому инструменту – опросам. Полученные таким способ результаты способны дать гораздо более полную и глубокую картину указанных проблем, чем общая внешнеторговая статистика.

    Отношение российской промышленности к девальвации рубля

    В начале 2015 г., с началом официального кризиса власти и аналитики начали разработку антикризисных мер. В рамках этой работы Лабораторией был проведен опрос промышленных предприятий с целью оценки эффективности обсуждавшегося тогда набора мер поддержки российской промышленности. В состав этого набора нами были включены и две «курсовые» антикризисные меры: «укрепление курса рубля» и «продолжение девальвации рубля».

    Отечественные производители, которым положено было в соответствии с традиционными представлениями радоваться девальвации рубля по причине неизбежного переключения потребителей с подорожавшего импорта на российские аналоги, на первое место в числе рассматриваемых тогда чиновниками антикризисных мер поставили укрепление рубля. За него проголосовали 58% предприятий - столько же, сколько и за снижение налогов. А за продолжение девальвации в феврале 2015 г. выступили только 2% предприятий (см. рис.1). Этот на первый взгляд неожиданный результат вполне согласуется с докризисным отношением российских предприятий к девальвации рубля. Аналогичный мониторинг антикризисных мер 2012-2014 гг., запущенный нами в ходе обсуждения возможности так называемой «второй волны кризиса», продемонстрировал вполне определенное отношение российской промышленности к любым известным ей вариантам девальвации: и резкой (образца 1998 г.), и плавной (образца 2008-2009 гг.). Первый вариант всегда занимал последние места в рейтинге с 1-4% голосов, второй на 2-4 позиции выше с поддержкой 10-13% предприятий.

    Таким образом, промышленность не теоретически, а практически столкнувшаяся в начале 2015 г. с девальвацией рубля, нуждалась, если использовать терминологию системных программистов, в «откате» курса рубля.

    Спрос российской промышленности на крепкий рубль определяется высокой зависимостью последней от импортного оборудования и сырья. Наши опросы 2014 г. (апреля и декабря) показали критическую зависимость российских промышленных предприятий от импортного оборудования, комплектующих, сырья (см. рис.2). В апреле 2014 г., когда, напомним, термины «девальвация» и «импортозамещение» не входили в лексикон основной массы политиков, экономистов и производственников, 40% предприятия признали, что они не смогут отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Тогда этот результат воспринимался спокойно и имел больше академическое значение, чем политическое. По воле случая в точности такой же вопрос был включен и в декабрьскую (2014 г.) анкету и – что удивительно! – показал в точности такие же результаты: около 40% предприятий по-прежнему были не готовы отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Даже – в условиях самой сильной после августа 1998 г. девальвации рубля, когда скачок цен на импорт перешел из гипотетического сценария в реальность.

    Проблемы импортозамещения в российской промышленности

    Явное нежелание российских промышленных предприятий отказываться от закупок импортного оборудования и сырья даже в условиях неизбежного (что стало очевидно для всех в декабре 2014 г.) роста цен заставило нас начать в 2015 г. мониторинг помех импортозамещению. За четыре истекших года мы шесть раза задавали вопрос «Что мешает Вашему предприятию отказаться от закупок импортного оборудования и сырья в пользу отечественного?». Ответы дают достаточно полное представление о реальных проблемах импортозамещения в закупках предприятий.

    Основной проблемой при отказе от импорта было и до сих пор остается банальное отсутствие российских аналогов любого качества. Оказалось, что январские (2015 г.) оценки барьеров импортозамещения не были эмоциональным всплеском, последовавшим за шоковой декабрьской девальвацией рубля. А четырехлетний мониторинг не выявил значимых положительных результатов в части создания на территории РФ производства нового (т.е. не производимого ранее) оборудования и сырья (см. рис.3).


    Второе место в общепромышленном рейтинге помех импортозамещению стабильно принадлежит низкому качеству российских аналогов закупавшегося обычно импорта. Значительная часть предприятий (треть – в среднем за шесть опросов) постоянно указывает на эту проблему. Другие ограничения импортозамещения упоминаются российскими промышленными предприятиями гораздо реже. Формально третье место по итогам шести замеров промышленность отдала недостаточной поддержке властями выпуска отечественного оборудования и сырья – т.е. оценке политики властей в области импортозамещения. С одной стороны, неэффективность официальной политики не так уж и велика – максимум скромные 18%. С другой стороны – ее результат предприятиями до сих пор не обнаружен – основной проблемой импортозамещения предприятия устойчиво считают физическое отсутствие российских аналогов. Такое сочетание говорит о том, что российская промышленность не возлагает особых надежд на государство в области импортозамещения и рассчитывает в основном на свои силы, в том числе – в адаптации к новому курсу рубля. И в этом отечественная промышленность к концу 2017 г. демонстрировала явные успехи: негативное влияние на выпуск «ослабления курса рубля и удорожания импортного оборудования и сырья» (формулировка из анкеты ИЭП) в конце 2017 г. снизилось до 6%.

    Оценки уже производимых российских аналогов импортного оборудования и сырья тоже вполне устойчивы и определенны. Претензии к неадекватным качеству ценам на российскую продукцию, способную заместить импорт, имеют в среднем 11% ее покупателей среди российских предприятий, и эти претензии за четыре года девальвации не изменили своих масштабов.

    Особое внимание следует обратить на оценки способности российской промышленности увеличить выпуск в рамках импортозамещения. Проблема удовлетворения спроса на уже производимую на территории РФ продукцию упоминается в среднем 12% предприятий. Российская промышленность обладает достаточными резервными (простаивающими) мощностями для выпуска продукции в случае увеличения спроса на нее в рамках импортозамещения.

    Таким образом, за годы существования российской промышленности в условиях девальвации и государственной политики импортозамещения, структура ограничений импортозамещения, по оценкам предприятий, принципиально не изменилась.

    Успехи импортозамещения

    Однако процессы импортозамещения идут и, судя по имеющимся на момент написания статьи политическим новостям, останутся актуальными для нашей экономики еще долго. В такой ситуации возникает необходимость их мониторинга, идеально, на наш взгляд, - в ежеквартальном режиме и не только фактических процессов, но и планов предприятий в этой области. Такую задачу решают новые индикаторы регулярных опросов промышленных предприятий Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара.

    Как показывает наш мониторинг 2015-2018 гг., российской промышленности почти всегда удавалось добиваться наибольших успехов в области импортозамещения при закупках машин и оборудования (см. рис.4). Максимальная интенсивность этого процесса была зарегистрирована во II кв. 2015 г., когда о сокращении физической доли или о полном отказе от закупок импортных машин и оборудования (по сравнению со II кв. 2014 г.) сообщили 30% промышленных предприятий. Возможно, результат I кв. 2015 г. имел более впечатляющие масштабы импортозамещения, но с другой был бы, наверное, первой и слишком эмоциональной реакцией на шок декабрьской девальвации, особенно – в части планов.


    Однако в следующие тринадцать кварталов нашего мониторинга российская промышленность начинает снижать интенсивность фактического импортозамещения. И в IV кв. 2017 г. лишь 7% предприятий сообщают о снижении или о полном обнулении физической доли импорта в закупках машин и оборудования. От импортного сырья и материалов российская промышленность отказывалась менее интенсивно в силу меньшего потенциала импортозамещения в этой сфере. Максимальные масштабы импортозамещения по сырью составили 22% и к IV кв. 2017 г. снизились до 8%. Причинами таких скромных успехов стала, скорее всего, сформировавшаяся в предыдущие годы зависимость российской промышленности от импорта. Закупая привозное оборудование, российские предприятия вынуждены переходить на адекватное импортному оборудованию сырье и материалы, которые у нас не производятся, но поставляются зарубежными производителями, предлагающими обычно комплексные поставки и не упускающими возможность привязать российского покупателя к своей продукции на всех этапах его использования.

    Еще одной причиной медленного импортозамещения импортного сырья и материалов стал вялотекущий характер кризиса 2015-2016 гг., который не привел к резкому сокращению спроса на отечественную продукцию и соответственно выпуска в российской промышленности. В такой ситуации не потребовалось и масштабного (одномоментного) отказа от подорожавшего импортного сырья и материалов, что поддержало спрос предприятий на используемое ими сырье и материал, в том числе – на импортные.

    Рассмотрим теперь планы промышленности по импортозамещению (см. рис.5) с III кв. 2015 г. (опрос июля 2015 г.) по IV кв. 2018 г. (опрос октября 2018 г.).


    Поквартальные планы импортозамещения показывают, что промышленность только в 2015 г. планировала менее интенсивное импортозамещение сырья и материалов, чем машин и оборудования. Планы на 2016-2017 гг. уже демонстрировали идентичность намерений российских производителей в этой области. Явный провал инвестиционных планов и совсем непровальные (некризисные) масштабы падения выпуска предопределили такое расхождение планов российской промышленности в 2015 г. Ситуация 2016 г. уже иная: российская промышленность смогла оценить особенности затяжного кризиса 2015-2016 гг., адаптироваться к новой условиям производства и к новой курсовой политике Банка России. В том числе – в области инвестиций. Планы последних стали утрачивать пессимизм первого кризисного года и начали показывать некоторые признаки возможного роста вложений в собственное производство. Укрепление же курса рубля и относительно неплохие финансовые результаты позволили предприятиям вновь обратиться к импортным машинам и оборудованию.

    Особенностью планов импортозамещения всегда являлась безусловная скромность даже намерений производителей в этой области: масштабы планируемого ими импортозамещения всегда и по всем категориям закупок (и по оборудованию, и по сырью) уступали масштабам планируемого ими же импортосохранения. Т.е. промышленность предпочитала (или скорее, в силу выявленных помех импортозамещению – была вынуждена) сохранять прежнюю долю импорта в новом оборудовании и используемом сырье.

    Инвестиционные предпочтения и инвестиционные планы российской промышленности

    Политика импортозамещения, которая после вступления России в войну санкций в августе 2014 г. получила высокий приоритет, а с декабря 2014 г. – еще и универсальную поддержку в виде слабого рубля, в 2018 г. приобрела новые черты. В апреле Минпромторг РФ разработал уже меры принуждения к импортозамещению: подготовил обширный список техники, оборудования и материалов, которые госкомпании с 1 июля не смогут купить за рубежом без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению.

    В таких условиях российские промышленные предприятия проявляют (или вынуждены проявлять) высокий интерес к отечественным машинам и оборудованию. В пользу такого вывода говорят результаты двух опросов ИЭП: 2011 и 2018 гг. В ходе этих опросов, проведенных на выходе из двух последних кризисов, предприятиям задавались одинаковый набор вопросов о том, оборудование производства каких стран фактически закупалось в предыдущий период, планируется закупать в ближайшее время и было бы предпочтительней закупать.


    Рассмотрим сначала какое (производства каких стран) оборудование фактически закупала российская промышленность в предшествующие двум опросам годы (см. рис.6). Основными поставщиками средств производства для отечественных предприятий всегда была Западная Европа и собственно Россия при небольшом, но все-таки преимуществе импорта. Двукратная девальвация рубля декабря 2014 г. и санкционная война 2014-2017 гг. мало повлияли на географию закупок машин и оборудования у основных стран-поставщиков. Западная Европа сохранила первое место в 2018 г. с 71% уровнем фактической популярности у российской промышленности после 77% уровня в 2011 г. Однако отечественные производители машин и оборудования не смогли прибрести новых покупателей на территории своей страны.

    Но среди стран-поставщиков второго эшелона произошли более существенные изменения. Доля российских предприятий, закупавших американское и японское оборудование, сократилась между двумя опросами с 33 до 22%, что все-таки не так масштабно как можно было ожидать в условиях самой сильной со времен 1998 г. девальвации национальной валюты и административных запретов на поставки/закупки оборудования. Поставщики оборудования из Китая и Индии, наоборот, оказались в выигрыше от санкционной войны, в которую Россия вступила в августе четырнадцатого года. Они смогли добиться продаж своей продукции уже 35% российских промышленных предприятий после 19% семью годами ранее. Снижение распространенности закупок машин и оборудования, произведенных в странах СНГ, объясняется, скорее всего, свертыванием по политическим соображениям торговли между Россией и Украиной.


    На следующем этапе рассмотрим инвестиционные предпочтения российских предприятий – т.е. какое оборудование отечественная промышленность хотела бы покупать в 2011 и 2018 гг. Как показывает график, предпочтения отечественных предприятий претерпели за истекшие 7 лет явные изменения (см. рис.7). Во-первых, предпочтительность (распространенность предпочтений) российского оборудования вышла на 2 место в рейтинге 2018 г. Сейчас уже половина российской промышленности предпочитает покупать отечественное оборудование. Во-вторых, самые сильные потери (с 40% уровня предпочтений до 27% уровня) в глазах российских предприятий и в условиях 2018 г. понесли производители США и Японии, откатившиеся в результате на 3 место. В-третьих, машины и оборудование западноевропейского производства остаются самыми желанными для отечественных предприятий – даже после ослабления рубля и многолетней санкционной войны. Последняя, возможно, ведется сторонами не очень последовательно, хотя порой и случаются громкие публичные «стычки». В результате сейчас 69% российских предприятий хотели бы приобрести машины и оборудование из Западной Европы. В-четвертых, оборудование из Китая и Индии имеет очень низкую предпочтительность в глазах российских предприятий. Максимум, которого смогли добиться производители из этих страны, составляет 8% и находится на одном уровне с предпочтительностью оборудования из стран СНГ. Последнее утратило несколько пунктов предпочтительности к 2018 г. вследствие, скорее всего, разрыва экономических связей России и Украины в предыдущие годы.

    Рассмотрим теперь инвестиционные планы российской промышленности – машины и оборудование каких стран реально планируется закупать в ближайшие годы и какое оборудование планировали закупать отечественные предприятия в 2011 г. (см. рис.8). Ответы на эти вопрос показывают принципиальное изменение намерений российской промышленности. Если в 2011 г. в планах западноевропейское оборудование уверенно обгоняло российское (первое собирались приобретать 72% предприятий против 50% предприятий, намеренных покупать российское), то к 2018 г. планы сравнялись (приобретение и того, и другого оборудования входило в планы 65% предприятий). Таким образом, политика инвестиционного импортозамещения имеет явный успех. По крайней мере – в количественном аспекте.


    Частичный ответ на вопрос о качестве замещенного западноевропейского оборудования дают данные об увеличении доли предприятий, в планы которых входит закупка оборудования производства Китая и Индии. Эта доля возросла в два раза и является, скорее, признаком перехода на более дешевое, доступное (в том числе – в условиях санкций) и все-таки менее качественное оборудование. И на уровне предприятий указанное обстоятельство прекрасно осознается. Если сравнить предпочтения и планы предприятий 2018 г., то планы закупок оборудования из Китая и Индии значительно превосходят предпочтения предприятий: 35% против 8%. Российская промышленность, таким образом, вынуждена сейчас в силу сложившихся обстоятельств переходить на не самое лучшее оборудование. В 2011 г. похожий переход тоже имел место, но был менее масштабным: о планах закупок китайского и индийского оборудования сообщали тогда 18% предприятий при желании его иметь только у 4% предприятий. Аналогичная ситуация складывается и в отношении российского оборудования. Его хотели бы (предпочитали бы) закупать около половины российских предприятий, но планируют (вынуждены будут) это делать в следующие годы 65% предприятий.

    Политика импортозамещения, которая пришла на смену политики модернизации в 2014 г., определенно сталкивается с трудностями, о преодолении которых в 2015-2018 гг. говорить преждевременно. Преддевальвационные оценки предприятий 2014 г. показали критическую зависимость российской промышленности от импорта. А основной помехой на пути импортозамещения в закупках промышленности остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья. Даже – по истечению четырех лет активной реализации официальной политики импортозамещения. Второй проблемой импортозамещения является низкое качество отечественной продукции. При этом российская промышленность способна удовлетворить увеличение импортозамещающего спроса на ту продукцию, которая уже производится в стране, – т.е. обладает достаточными простаивающими мощностями. В такой ситуации отечественные предприятия вынуждены в абсолютном большинстве сохранять прежнюю долю импорта в своих закупках как фактических, так и в планах. Укрепление курса рубля и успешная адаптация промышленности к вялотекущему кризису 2015-2016 гг. позволили промышленности снизить в 2017 г. масштабы импортозамещения в свих закупках до минимума четырехлетнего мониторинга.