Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Отражаем расходы будущих периодов
  • Как проявить должную осмотрительность в закупочной деятельности
  • Презентация на тему "роль государства в экономике"
  • Визитная карточка водителя такси с фотографией образец Бейджик таксиста образец
  • «Газпрому» увеличат налоги
  • Опек: последний вздох перед кончиной
  • Естественное движение населения. Виды движения населения Передвижение населения

    Естественное движение населения. Виды движения населения Передвижение населения
  • 3. Городской транспорт: назначение, виды транспорта, их основные характеристики(вместимость, провозная способность, скорость сообщения)
  • 4. Пассажирский, грузовой и специальный транспорт. Структура и объем перевозок.
  • 5. Передвижение и подвижность населения. Общая и транспортная подвижность.
  • 6. Распределение населения по территории города. Вероятность пользования транспортом.
  • 7. Планировочная структура города. Взаимосвязь между ней и транспортной системой.
  • 8. Общие понятие по выбору транспорта. Основные требования.
  • 9. Городской пассажирский транспорт: массовый, индивидуальный и ведомственный. Преимущества и недостатки.
  • 10. Городские пути сообщения: назначение, классификация.
  • 11. Зонирование города. Взаимосвязь между зонированием и начертанием городских путей сообщения.
  • 12. Геометрические схемы путей сообщения: недостатки и преимущества.
  • 13. Основные характеристики сетки: плотность, не прямолинейность сообщений, обслуженность территории.
  • 14. Компактность городского плана: удаленность, трудность сообщения и транспортная доступность. Показатель эффективности транспортной системы.
  • 15. Влияние естественных и искусственных преград на начертание путей сообщения.
  • 16. Классификация городских улиц и дорог. Их назначение.
  • 18.План трассы,горизонтальные кривые,серпантины.
  • 19.Продольный профиль. Вертикальные кривые,условия применения.
  • 20.Поперечный профиль:элементы,их компоновка.
  • 21.Проезжая часть. Полоса движения,её пропускная способность. Факторы,влияющие на пропускную способность.
  • 22.Узлы на сети. Их классификация по конфигурации, планировочной схеме, организации движения транспорта и пешеходов.
  • 23.Узлы в одном уровне. Планировочное обеспечение безопасного движения транспорта на узлах с нерегулируемым режимом движения.
  • 24.Узлы с саморегулирующимся режимом движения. Планировочное обеспечение безопасного движения транспорта и пешеходов на узле.
  • 25.Узлы с принудительным режимом движения. Планировочное обеспечение безоп.Движ. Транспорта и пешеходов на узле.
  • 26.Транспортные узлы в разных уровнях. Основные элементы-искусственные сооружения,пандусы,съезды-въезды,полосы ускорения и замедления.
  • 32.Автостоянки. Классификация и разрешение в плане города.
  • 27.Условия проектирования пересечений в разных уровнях.
  • 28.Пешеходно-транспортные пересечения,условия проектирования,варианты планировочного решения.
  • 29. Транспортные потоки на подходах к городу. Транзитные потоки и пути их выхода.
  • 30. Улицы-въезды.Основные требования к проектированию.
  • 31.Транспортные проблемы центров крупных городов. Особенности пассажирского тяготения к центру.
  • 5. Передвижение и подвижность населения. Общая и транспортная подвижность.

    Передвижения:

      Трудовые, учебные

    1. Культурные

      Возвратные

    Количество передвижений за единицу времени. Годовая подвижность – стабильная, устойчивая величина, зависит от величины города.

    Суточная подвижность – непредсказуемая: простая(дом-работа), сложная(дом-…-работа-…-дом) зависит от возраста, характера, активности. Чем дольше добираться до работы, тем больше падает активность подвижности.

    Население: несамодеят: инвалиды, пенсионеры, дети самодеят(трудящиеся, учащиеся)

    метро 40, трамвай 16-20, автобус 16-18, троллейбус 14-15, индивидуальный 40 км/ч

    Кроме передвижений городского населения учитываются передвижения, соверш приезжающими в город. Имеют смешанный характер, трудовые, культурно-бытовые.

    Подвижностью населения называется – среднее число передвижений, приходящегося на 1 жителя города в год. Различают общую и транспортную подвижность. Общая подвижность – это передвижения на транспорте и пешие передвижения. Транспортная подвижность – это число поездок, приходящиеся на 1 жителя в год. Транспортная подвижность включает только полные поездки от места посадки до цели поездки, называется сетевой транспортной подвижностью. Он не учитывает пересадки с одного вида транспорта на другой.

    6. Распределение населения по территории города. Вероятность пользования транспортом.

    Прогрессивность системы расселения, приемы планировки и застройки городов и целых групп населенных мест опред. Затратами времени на передвижение, саяз с деят городского насел. Большое влияние на потоки городского движения имеет размещ админист хоз-во, финанс, торговых, зрелещных, комунал, и других объектов данного города. Из всех передвижений наиболее устойчив. в пространственно-временных координатах, постоянными и обязательными явл. рабочие и учебные передвижения.“закон трудового тяготения” “потенциал тяготения” уменьшается по мере увеличения время затрат на передвижения.

    Вероятность: лямда=1(L) – дальность передвижения. Терр. Удаление меньше 7 км.

    П – кол-во пассажиров прибывающих к месту работы.

    П= tRcтфи делить tрад

    t – кол-во работающих

    Rcт – коф. смягчения для работ в 1 смену.

    Фи- коф пользы тр

    tрад – продолжительность, качество работы отдельного предприятия.Существуют три основных способа передвижений населения: пешком, общественным транспортом, индивидуальным транспортом (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, велосипед).

    Вероятность использования одного из трех способов передвижения связана со многими взаимодействующими факторами, которые в конечном итоге обусловливают ту или иную выгоду (экономическую, социальную, престижную). Причем эта выгода необязательно проявляется при совершении одиночного передвижения.

    7. Планировочная структура города. Взаимосвязь между ней и транспортной системой.

    План строительства определяется конфигурацией улично-дорожной сети, индивид. и зависит от историч.особенностей развития.

      Свободная – характерна для старых городов, узкие неудобные улицы.

      Радиальная – имеют города с центром исторически, возникшем на пересечении дорог. Удобна для сооедин. периферии с центром, связь между периферийными пунктами происходит через центр, что ведет к его перегрузке

      Радиально-кольцевая – более удобная связь между районами, разгружается центр, большая плотность транспортной сети в центре.

      Треугольная – не получила распрастронения, неудобна.

      Прямоугольная – наиболее простая схема, удобство угловой застройки, дублирующие направления, часто нуждается в пробивке диагональных линий.

      Прямоугольно-диагональная – кратчайший путь, сложные узлы

      Гексагональная – мало направлений в узлах, нет сложных узлов

      Комбинированная – наиболее приемлемая.

    Градостроительство – это сложная совокупность принципов и приемов с учетом соц-эконом, инжен-тех, арх-худ и сан-ген требований.

      Планировка города(организация зон труда, отдыха, быта)

      Застройка

    Магистрали должны связывать кратчайшим образом основные фокусы тяготения.

    Требуются узлы для обеспечения наиболее совершенных методов организации движения транспортных и пешеходных потоков.

    Не все улицы в городе выполняют транспортную функцию, появ необходимость специализации городских улиц и выделении из них транспортных магистралей вызвало:

    1)Желание организовать движение и сосредоточить его на окраине, 2)высокие требования предъяв к тяжеловесному транспортному средству и прочности дорожного покрытия и долговечности дорожной отделки, 3)требования предъяв к безрельсовому транспорту, инжинерно-планировочному устройству транспортной магистрали(ширина проезжей части и т.д.) 4)освободить больше территории от негативного воздействия.

    На современном этапе система управления должна базироваться на оценке ситуации в области миграционного движения населения. Численность и структура жителей страны, его трудоспособного населения претерпевают изменения, не только зависящие от динамики уровней рождаемости и смертности, но и от миграционных процессов (притока и оттока людей), значимо корректирующих параметры общества. Колебания уровней миграционных процессов находят свое отражение в изменениях структуры трудоспособного населения и уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, социальной напряженности и т.д. В связи с этим изучение миграционного движения населения всегда занимало и занимает самостоятельное место в процессе выработки и осуществления управляющего воздействия на демографическое и социально-экономическое развитие общества.

    Благодаря перемещениям людей по территории на Земле заселено практически все пригодное для жизни пространство. Миграция населения способствовала формированию человеческого общества и развитию цивилизации. Общеизвестный исторический факт связан с совокупностью этнических перемещений в Европе в IV-VII вв., условно называющихся великим переселением народов. Этот глобальный миграционный процесс стал основой социального переворота в европейской истории. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми и религиозными конфликтами между переселенцами и оседлым населением. Оно выступило условием для образования и развития на Европейском континенте новых государств в период Средневековья.

    Трактовка термина "миграционное движение населения" в научной литературе представлена достаточно обширным кругом мнений и точек зрения. Например, Л. Н. Сухов и С. Л. Трыканова под миграцией понимают лишь пространственную мобильность (перемещение) индивида, направленную на овладение ресурсами новых территорий и связанную с переменой места жительства . В демографическом энциклопедическом словаре миграция населения - перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время .

    В совокупности данное понятие может быть рассмотрено в широком и узком смысле слова.

    В широком смысле миграция представляет собой произвольное пространственное перемещение, переселение людей. В этом случае круг лиц, относимых к мигрантам, может охватывать достаточно большую долю жителей государства, всех тех, кто ежедневно или периодически вынужден совершать перемещения по территории: па работу, на учебу, на дачу, по делам и т.п.

    В узком смысле миграция общественный процесс, характеризующийся перемещением населения через границы административно-территориальных единиц с целью перемены постоянного места жительства.

    Следовательно, выделяются два основных взаимосвязанных критерия миграционного движения жителей:

    • пересечение административно-территориальных границ (страны, республики, области, края и т.д.);
    • смена постоянного места жительства.

    На практике при изучении миграции по обыкновению используют узкую концепцию, что связано, с одной стороны, с невозможностью учета абсолютно всех территориальных перемещений людей, с другой - с несомненной и неотъемлемой необходимостью регламентации принципов учета мигрантов (лиц - участников миграционного движения населения) с целью управления данным общественным процессом.

    В целом под миграцией населения понимается многосложный и комбинационный процесс социально-демографического развития общества, требующий всестороннего анализа и определенной систематизации факторов.

    В демографии миграционные потоки классифицируются по ряду признаков, среди которых: направление миграции, причины, время и другие основания для выделения отдельных подвидов миграции (рис. 4.4).

    Рис. 4.4.

    Миграционные потоки по характеру пересечения границ разделяются на два основных вида: внешнюю и внутреннюю миграцию.

    К первому виду миграции относится выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы в данное государство (иммиграция). Внешняя миграция характеризует совокупность перемещений людей между странами, между континентами и внутри континентов.

    Ко второму виду относятся перемещения жителей, происходящие внутри каждой страны.

    Внутренняя миграция по отношению к административно-территориальным единицам в Российской Федерации разграничивается в соответствии со следующими направлениями:

    • внутриобластные - миграционные перемещения в пределах области (края, республики, автономного округа), когда не покидают пределы ее границы;
    • межобластные - перемещения, совершающиеся внутри крупных экономических районов, федеральных округов;
    • межрайонные - миграции, происходящие между крупными экономическими районами, федеральными округами.

    Миграционное движение по признаку направления делится на: из села в село (преимущественно из мелких сельских поселений в крупные); из села в город (характеризует процесс урбанизации общества); из города в город (основная доля перемещений представлена движением людей из небольших городских поселений в крупные, экономически и инфраструктурно развитые города); из города в село (наиболее редкий вид перемещений).

    Миграционные потоки по формам реализации могут быть организованными и стихийными (неорганизованными ).

    К первой категории миграционных потоков относится регулируемое и осуществляемое государством движение населения. Поэтому организованная миграция основывается на специальных мероприятиях государства и нацелена на решение управленческих социально-экономических задач, связанных с освоением и развитием новых территорий, природных богатств, строительством железных дорог, производственных комплексов и т.п. Среди наиболее распространенных видов организованной миграции выделяют: направления выпускников учебных заведений на работу; переводы по службе; общественные призывы (например, строительство БАМа, освоение целины и др.).

    Вторая категория миграционного движения характеризуется собственной инициативой населения. Индивидуальная, неорганизованная, или стихийная, миграция преимущественно определяется такими причинами как: стремление к материальному благополучию (на новом месте предполагается получение более высоких доходов); необходимость повышения уровня образования и квалификации; желание переместиться в районы с развитой инфраструктурой; семейные обстоятельства (вступление в брак и переезд к супругу); необходимость переезда в связи с лечением и т.п.

    Миграционные перемещения по времени представлены следующими видами миграций:

    • постоянной или безвозвратной , основное условие - перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства;
    • временной - место жительства изменяется людьми не навсегда, а на определенный срок (обычно на срок до двух лет);
    • сезонной , связанной со сменой места жительства на вполне конкретный сезон года с сохранением возможности возвращения в места постоянного проживания, характерной в большей степени для экономически активного населения (данные миграции прежде всего связаны со спецификой экономического развития отдельных регионов, отличительная черта которых заключается в доминировании тех отраслей, где потребность в труде неравномерна во времени, например сельское хозяйство, лесозаготовительная и рыбодобывающая отрасли и т.п.);
    • маятниковой , основанной на регулярных возвращениях людей к постоянному месту жительства (например, ежедневные или еженедельные поездки жителей Подмосковья па работу (учебу) в Москву и обратно). Такие миграционные перемещения представляют собой важный фактор формирования трудовых ресурсов в городах (покрывается около 1/5 потребностей крупных городов в рабочей силе); повышают продуктивность использования высококвалифицированных трудовых ресурсов; создают возможность более широкого выбора профессий и занятий и нр.

    По сути последние два вида миграции носят временный характер, однако часто определяются как самостоятельные в силу своей специфики.

    Миграционные потоки по характеру причин подразделяются на: социально-экономические (переселения, ведущие к изменению социально- экономического положения); политические (переселения людей, которые не согласны с политическим режимом); военные (эвакуация, беженцы). В ряде случаев факторами вступают природные условия, климат и др., а также личные мотивы.

    По мерам , предпринимаемым со стороны государства, миграция может быть добровольной или принудительной (зависит от уровня самостоятельности принимаемого мигрантом решения о переезде).

    Миграционные потоки в зависимости от соблюдения законодательства разделяются на легальные и нелегальные. Под легальной миграцией понимаются перемещения людей с соблюдением всех юридических формальностей. Нелегальная миграция характеризуется имеющимися нарушениями юридических (правовых) норм но пребыванию в пределах той или иной территории страны (например, одни мигранты противозаконно проникают через границу государства, другие - остаются в чужой стране с просроченными визами, третьи - не имеют вида на жительство или других разрешительных документов на право проживания/пребывания в государстве) .

    Отмстим, что наиболее тяжелые последствия для социально-экономического развития общества присущи миграции, вызванной причинами политического и военного характера. Таких мигрантов относят к категории беженцев и вынужденных переселенцев. Мигранты, ищущие убежища в стране, прибывают на ее территорию преимущественно из стран, где сложная и неоднозначная социально-политическая обстановка. Именно данные потоки мигрантов приводят к снижению уровня жизни населения на территориях его входа и выхода, и прежде всего к росту заболеваемости и смертности населения. При этом часть мигрантов приобретает правовое убежище в целях уклонения от ответственности за совершенное преступление.

    Населению свойственно перемещение по территории. Интенсивность перемещений людей, их направленность определяют распределение и перераспределение населения но районам, его расселение по населенным пунктам, характеризуют процессы урбанизации и социальной мобильности. Поэтому миграция тесно связана с развитием и размещением производительных сил, характером производственных отношений, воспроизводством экономически активного населения, естественным движением населения и его структурой. Миграционные перемещения людей способствуют изменению социально-психологических характеристик каждого человека, его коммуникационных навыков, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов и т.д. Следовательно, развития населения не может быть без его перемещений.

    Объективные и субъективные причины принятия решения о пространственном перемещении называются факторами миграции. Среди наиболее значимых факторов можно выделить: политическую обстановку, развитие и размещение производства, гендерную диспропорциональность населения, наличие кровососущих насекомых и др. Существует множество вариантов классификации факторов миграции. Например, В. И. Переведенцев выделяет экономические, этнические, демографические, природные (естественно-географические), культурные, моральные, социологические, социально-психологические факторы миграции . Большинство исследователей дополняют эту классификацию одним-двумя факторами. Так, Т. И. Заславская добавляет в этот перечень социально-культурные и культурно-бытовые факторы.

    В целом все факторы, определяющие уровни миграционных процессов и их изменения, можно разделить на четыре условные группы, определенным образом схожие с группами факторов естественных процессов:

    Факторы природного характера:

    физико-географическое положение местности (близость или отдаленность от моря, рек, озер, гор и т.п., расположение почвенно-растительных и зоогеографических зон),

    климатические условия (высокая влажность, резкие суточные и сезонные перепады температур, устойчивость ветров),

    • - природные катаклизмы (землетрясения, цунами, извержения вулканов, наводнения, лавины и т.п.) и др.;
    • факторы социально-экономического характера:
      • - уровень материального благосостояния общества (оплата труда, жилищные условия, качество и обеспеченность продуктами питания и непродовольственными товарами, развитие сферы услуг, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения и т.п.),
      • - урбанизация,
      • - развитие системы здравоохранения (качество медицинской помощи, доступность медикаментов, распространенность современных методов лечения, обеспеченность врачами и медперсоналом и т.п.),
      • - культурно-образовательный уровень населения,
      • - особенности религиозной системы и др.;
    • факторы демографического характера (структурные факторы):
    • - возрастно-половой состав населения,
    • - брачная структура общества, территориальное распределение населения,
    • - этнический состав населения и др.;
    • факторы - пособники миграции:
    • - войны,
    • - революции,
    • - репрессии и др.

    При этом все перечисленные факторы исходя из особенностей миграционных процессов делят на факторы оттока и притока. Однозначно выявить их роль и степень влияния на интенсивность и направление миграции весьма сложно. При принятии решения о перемещении наряду с факторами, формулирующими установку на выезд (отток) из страны или региона, одновременно действуют и факторы, определяющие, куда именно, в какую страну или регион человек поедет (приток). Е. Д. Малинин и А. К. Ушаков предлагали деление факторов на положительные, т.е. привлекающие население или способствующие его приживаемости, и отрицательные, стимулирующие отток населения .

    Необходимо отметить, что факторы - прежде всего инструменты управления. В связи с этим факторы указанной первой группы можно характеризовать как постоянно действующие и не поддающиеся какому-либо регулированию. Три оставшиеся группы факторов - это факторы, которыми можно управлять, однако время изменений миграционных процессов от мер воздействия на них может быть различно. Так, среди факторов оперативного регулирования можно выделить установление дополнительных льгот, повышение оплаты труда и др. К факторам, мера воздействия которых на миграционные процессы меняется в течение сравнительно длительного времени, так как они сами изменяются постепенно, можно отнести структурные факторы, рост культурно-образовательного уровня населения, создание социальной инфраструктуры и пр.

    В целях разработки, принятия и реализации управленческих решений необходимо учитывать возможные последствия миграции, такие как изменения гендерной диспропорции в населении, рост или убыль рождаемости, возможное увеличение смертности в местах переселения мигрантов из-за плохой приживаемости. Регионы с растущей численностью населения за счет миграции и, следовательно, с высокой долей новоселов, как правило, характеризуются и высокой долей мужчин, несемейных и т.п.

    Среди функций миграционного движения населения необходимо выделить две основные и взаимосвязанные между собой:

    • перераспределительную , связанную с изменением территориальных пропорций в размещении населения;
    • селекционную , основанную на формировании численности и состава населения.

    Перераспределение населения но регионам России - в большей степени результат миграции, а не различий в интенсивности рождаемости. Это связано с развитием отдельных регионов страны (природными зонами, районами, сельскими и городскими поселениями), распределением по регионам производственных мощностей и инвестиций, наличием в них эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Мигрант быстрее адаптируется к новым экономическим условиям, способствует процессу урбанизации. По сути, миграция служит эффективным механизмом распределения и перераспределения рабочей силы. При этом нельзя не отметить, что в Северо-Кавказском регионе более высокий уровень рождаемости способствует увеличению его доли населения в сравнении с другими регионами. Поэтому среди основных задач управления выделяется необходимость обеспечения миграционной привлекательности регионов страны с учетом их демографического развития и потребностей в трудовых ресурсах.

    Селекционная функция миграции прежде всего связана с решением такой управленческой задачи, как обеспечение государственной безопасности. В миграционных процессах участвуют различные социально-демографические группы населения, что приводит к изменению не только возрастно-половой структуры населения, но и к изменению его национального состава. Сегодня неуменьшающийся приток мигрантов из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии ставит под угрозу этническую, культурную и территориальную целостность ряда регионов страны. Демографическая экспансия приобретает масштабный характер и, как следствие, наносит значительный удар по состоянию безопасности страны.

    На этом фоне весьма острой проблемой для России представляется учет нелегальных мигрантов. Учесть их полностью сегодня невозможно. Поданным ФМС России, в 2013 г. в Россию въехали 17 342 тыс. иностранцев, из них на миграционный учет встали лишь 7076 тыс. чел. - 40,8% приезжих (в 2012 г. число прибывших составило 15,9 млн иностранцев, из них на учет встали 6,5 млн чел. - 40,9%). За семь месяцев 2014 г. приехало более 10 470 тыс. иностранцев, на учет встали около 5453 тыс. чел. В РФ находятся 11 458 111 иностранных граждан и лиц без гражданства (данные на июль 2014 г.). Из них, по данным первого замгенпрокурора Александра Буксмана, на законных основаниях трудятся лишь 1,5 млн .

    Нелегальная миграция сегодня - архизначимая проблема, характеризующаяся как глобальное явление, так как касается практически всех государств, представляющих собой страны оттока, притока, пребывания и транзита "нелегалов". К "нелегалам" относятся лица, незаконно пересекшие границу, и лица, находящиеся в стране с нарушением законодательства. Наибольшие угрозы государственной безопасности России исходят от нелегальной миграции, поэтому противодействие этому явлению - наиболее актуальное и значимое направление в деятельности миграционных органов.

    Таким образом, учитывая значимость миграции в развитии общества, се демографических и социально-экономических функций, необходимо признать ее значительную роль в управлении. Принятие грамотных, выверенных, основанных на полных и достоверных данных управленческих мер в области регулирования миграционных процессов позволит их воплотить в ресурс и фактор роста экономики страны. Однако имеет место утверждение Е. Л. Мохова (начальника отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации) о том, что "в условиях управленческого бездействия или неэффективного управления миграционные процессы нередко (тем более в условиях кризиса) становятся источником социально-экономических, демографических, криминальных, межнациональных, коррупционных и других проблем как на региональном, так и на федеральном уровнях" .

  • См.: Малинин Е.Д., Ушаков Л. К. Население Сибири. М.: Статистика, 1976.
  • Нелегальная миграция в РФ // ТАСС. 2014. 21 августа. URL: itar-tass.com/ spravochnaya-informaciya/691935
  • Мохов Е. Л. О состоянии и проблемах правового обеспечения противодействия нелегальной миграции // Аналитический вестник. 2013. № 14 (498). URL: budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2013/14_498/VSF_NEW_14_498.|xlf
  • Основные направления развития городского транспорта

    2. Сферы рационального применения различных видов транспорта

    Организация и регулирование движения транспорта на улично-дорожных сетях городов

    Рзделение движения во времени . Это направление организации дорожного движения охватывает методы, обеспечивающие в основном с помощью Правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров разделе­ние транспортных и пешеходных потоков во времени. Благодаря этому исключаются (или сводятся к минимуму) конфликты при проезде пе­рекрестков, железнодорожных переездов, временно суженных мест на дорогах. Введение приоритета на пересечениях с помощью Правил дорож­ного движения является наиболее универсальным методом, при кото­ром водители, исполняя существующие требования, самостоятельно организуют движение. Существует ряд положений Правил, устанавли­вающих очередность проезда перекрестков и других мест. Таким образом, с по­мощью этого положения реализуется одно из важных направлений орга­низации движения – разделение транспортных потоков во времени

    Передвижение населения, общая и транспортная подвижность.

    Общая подвижность населения города определяется делением ко-личества передвижений ΣN на численность населения города (А) :

    λ =𝛴N/𝛴𝐴,

    где, λ – общая подвижность населения города; ΣN – общее количество передвижений на транспорте (графа «всего» в табл. 4); А

    Для определения транспортной подвижности населения общие размеры пассажирских перевозок делятся на численность населения города: 𝜆тр.=Пс/А

    где λтр. – транспортная подвижность населения, поездок/год; П с – общие размеры пассажирских перевозок; А – численность населения города.

    В зависимости от целей передвижения поездки бывают: трудовые, деловые и культурно-бытовые.

    Различают несколько видов подвижности:

    1) потенциальная – соответствует запросу населения на передвижение. В силу влияния многих факторов определить потенциальную подвижность расчетным путем нельзя.

    2) реализуемая – фактическая подвижность, реализуемая в конкретных условиях места и времени.

    3) абсолютная – число передвижений в год на одного человека из определенной группы населения.

    4) общую – количество передвижений всеми группами населения, отнесенное к числу жителей, проживающих в рассматриваемом регионе. Передвижения в населенных пунктах могут осуществляться пешком, на транспорте общего пользования и индивидуальном, поэтому общую подвижность делят на пешеходную и транспортную

    5) пешеходную – число пеших передвижений, приходящихся на одного жителя.

    6) транспортную – количество передвижений с использованием транспортных средств, приходящихся на одного жителя.

    5. Технико-экономические сравнения вариантов транспортных систем и учет экологических факторов

    Сравнение вариантов транспортных систем проводится по двум группам факторов:

    Экономическим;

    Техническим характеристикам различных видов транспорта и местным условиям города (планировочные особенности улично-дорожной сети, характер пассажиропотоков и колебание их во времени, характер и интенсивность уличного движения, рельеф города, климатические и санитарно-гигиенические условия и др.).

    Первая группа факторов определяется количественными показателями и может сравниваться между собой по величине. Вторая группа факторов не имеет таких показателей и при сравнении различных вариантов транспортных систем оценивается условно. Экономические сравнения систем проводятся тогда, когда заранее известно, что в данном городе с учётом факторов второй группы могут быть запроектированы различные системы транспорта.

    При проектировании автомобиль­ных дорог возникает необходимость учитывать все аспекты экологической опасности строительства и эксплуа­тации дорог и, по мере возможности, нейтрализовать негативное воздей­ствие транспорта на при­родную среду и людей.

    Предварительная оценка воздей­ствия на окружающую среду произ­водится при выборе участка под строительство автомобильной доро­ги. Оценку зоны повышенного влияния вредных факторов следует производить уже на начальном этапе проектирования.

    Оценка воздействия на окружаю­щую среду при разработке зоны са­нитарного разрыва объектов автотранспортного комплекса произво­дится по загрязнению атмосферного воздуха и физическим факторам.

    Основные факторы загрязнения:

    Вредные химические вещества (ВВ)

    Продукты выхлопа отработавших газов автомобиля (диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид уг­лерода и др.);

    Взвешенные вещества (сажа и пыль)

    Продукты стирания шин и выхло­па дизельных двигателей;

    Вредные физические воздействия (акустическое - повышенный шум, электромагнитное и инфразвуковое), источником которых являются системы освещения автодорог (электромагнитные воздействия), двигатель, шины, выхлоп автомо­билей (повышенный шум и ин­фразвук).

  • V2: Раздел 2. Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения
  • XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  • А) Обе частицы находились до соударения в состоянии инерционного движения.
  • Под воспроизводством населения понимают исторически и социально-экономически обусловленный процесс непрерывного во­зобновления поколений людей. Органической частью воспроиз­водства населения является воспроизводство ресурсов для труда.

    В процессах воспроизводства населения различают виды, типы и режимы, а в воспроизводстве ресурсов для труда кроме того вы­деляют еще фазы или стадии.

    Виды воспроизводства населения определяются особенностя­ми движения численности и состава населения в стране и ее реги­онах. Это движение может быть естественным, миграционным (механическим) и социальным.

    · Естественное и социальное движение населения

    Естественное движение населения есть следствие рождаемос­ти и смертности людей. В зависимости от того, что из них преобла­дает, образуются естественный прирост или естественная убыль на­селения. На величину и направленность естественного движения населения влияют экономические, социальные и биологические факторы.

    На естественное движение населения влияют процессы брачности (образования супружеских пар путем регистрации или без нее; в последнем случае это должен быть устойчивый во времени союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих детей без юридического оформления) и разводимости (распада супружеских пар вследствие расторжения брака или прекращения супружеских отношений). В современной России на 1000 чел. населения наблюдается снижение числа бра­ков и увеличение числа разводов, что, конечно, не способствует росту рождаемости.

    Социальное движение населения проявляется в изменениях различных социальных структур: образовательной, профессио­нальной, национальной и др. В процессе воспроизводства населе­ния происходит не только замещение поколений, но и формирова­ние его новой социально-демографической структуры. Так, каж­дое поколение людей отличается уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационной структурой, половозраст­ным составом и другими характеристиками.

    Отмеченные три вида движения находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и в совокупности определяют численность и состав населения района, региона, страны.

    В естественном движении населения выделяют типы его вос­производства, среди которых в большей степени изучены два - традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный).



    Для традиционного типа воспроизводства, преобладавшего на ранних стадиях развития человеческого общества, были харак­терны высокая смертность из-за низкого уровня медицины, эпидемий, голода и высокая рождаемость, которая по религиозным и медицинским условиям не регулировалась в обществе в целом и в се­мье. Высокий уровень смертности нейтрализовывал высокий уровень рождаемости, в результате чего общие темпы роста насе­ления были невелики, преобладала молодая часть населения при низком удельном весе людей старших возрастов и пожилых.

    Современный тип воспроизводства населения обусловлен: по­вышением уровня жизни людей; достижениями медицины и здравоохранения; научно-техническим прогрессом и связанным с ним ростом производительности труда; эмансипацией женщин и вовле­чением их в общественное производство, следствием чего стало падение рождаемости; увеличением средней продолжительности жизни за счет профилактики ранее губительных для людей заболеваний, снижения детской смертности. При данном типе воспроизводства общий рост численности населения происходит не столько за счет высоких темпов рождаемости (темпы здесь как раз умеренные), сколько за счет снижения уровня смертности. В современных условиях возрастает доля пожилого населения, растет средняя продолжительность жизни.



    Основным источником пополнения экономически активное населения является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст. Численность этой категории населения зависит от режима его воспроизводства, от уровня брачности и рождаемости в стране, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уровня рождаемости будет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но следует иметь в виду, что каждый скачок рождаемости отразится на численности ресурсов для труда лишь через 15 лет.

    Ресурсы для труда зависят также от состояния здоровья населения, уровня инвалидности в трудоспособном возрасте и уровня смертности. Изменение структуры населения в сторону его повзросления, то есть увеличение среднего возраста людей, чревато повышенный темпом выхода людей за пределы трудоспособного возраста и сокращением ресурсов для труда.

    Миграция населения. Численность и состав населения меняются не только вследствие естественных процессов рождаемости и смертности, но так­же в силу механического прибытия и выбытия населения путем перемещения его через границы административно-территориальных образований или государств с целью перемены места жительства или места работы. Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, религиозными, бытовыми и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.

    За счет миграции люди решают свои проблемы устройства жизни, места проживания и работы, реализуя важное право чело­века демократического общества, соответствующее общепризнанным нормам международного права и Конституции Российской Федерации на свободное передвижение по территории страны, свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение, свободный выбор места жительства.

    Миграционные процессы многообразны, поэтому для их изучения и управления ими они классифицируются в зависимости от разных признаков:

    · по отношению к территории своей страны различают миграцию внутреннюю и внешнюю;

    · по степени добровольности миграцию подразделяют на добровольную и вынужденную;

    · по характеру миграция может быть возвратной и безвозвратной;

    · по периодичности перемещения миграция бывает периодической (эпизодической), сезонной, маятниковой;

    с точки зрения соблюдения норм действующего законодательства миграция населения может быть законной и незаконной.

    по причинам возникновения выделяют миграцию трудовую.

    Миграционные процессы, которые происходят внутри страны, образуют внутреннюю миграцию. Миграция людей внутри Рос­сии - страны, обладающей огромной территорией, осуществляет­ся между регионами, городами, районами и связана с освоением новых территорий, с перемещением населения из трудоизбыточных районов в трудефицитные и с другими причинами.

    После распада СССР внутренняя миграция в России изменила характер и направленность. Если раньше люди ехали на Север и в Сибирь на заработки, кроме того государством проводилось мас­совое переселение людей на освоение Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера, то теперь в силу сокращения финан­сирования ряда государственных программ, ухудшения условий проживания в далеких от центра районах потоки людей двинулись в обратную сторону - в обжитые районы страны, из мест с тяже­лыми естественно-природными условиями в места с более благо­приятными условиями жизни.

    К внутренней миграции относится и перемещение людей в пределах региона (республики, края, области).

    Миграционные потоки между государствами образуют внешнюю, или межгосударственную миграцию.

    Внешняя миграция, связанная с изменением постоянного места жительства, состоит из двух потоков: эмиграции - выезда из страны и иммиграции - въезда в страну и, соответственно, люди, покидающие страну, называются эмигрантами, а те, кто въезжает в страну для проживания в ней, - иммигрантами.

    Добровольная миграция населения - это перемещение людей с одной территории в другую по собственной инициативе и желанию, которое может быть обусловлено разными причинами: демографическими (переезд, связанный с вступлением в брак, съезд с детьми или родителями и др.); экономическими (более под­ходящие жилищные и социально-бытовые условия, больший размер оплаты труда, возможность заниматься любимым делом и др.); медицинскими (более благоприятные климатические условия проживания, наличие целебных природных факторов, необходимых для поддержания-здоровья и др.), этническими (переезд в мест­ность, населенную людьми родной национальности, народности, этноса) причинами другого характера.

    Вынужденная миграция населения обусловлена причинами, не зависящими от мигрантов. Среди них:

    · государственное переселение (отселение), связанное с созданием искусственных водохранилищ, разработкой полезных ископаемых, крупным промышленным строительством, организацией заповедников и др.;

    · военные действия, по­литические и этнические конфликты;

    · стихийные бедствия, экологические катастрофы, аварии и другие подобные потрясения, вынуждающие людей переезжать из обжитых районов подальше от беды.

    Среди вынужденных мигрантов различают вынужденных переселенцев и беженцев.

    Вынужденный переселенец - это гражданин своей страны, покинувший место постоянного жительства вследствие совершенных в отношении него или членов его семьи насилия, преследования или наличия реальной опасности подвергнуться этому по признакам национальной принадлежности, вероисповедования, языка, политических убеждений и других дискриминационных действий. Статус вынужденных переселенцев определен Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о вынужденных переселенцах», в котором установлены правовые, экономические и социальные гаран­тии защиты их прав и интересов на территории Российской Федерации.

    Беженец - это лицо, прибывшее на территорию государства по причине совершенных в отношении него или членов его семьи насилия, преследования или наличия реальной опасности подверг­нуться этому по признакам национальной принадлежности, вероисповедования, языка, политических убеждений и других дискриминационных действий, и не имеющее гражданства той страны, в которую прибыл. Правовое положение беженцев в нашей стране определено Законом Российской Федерации «О беженцах».

    Возвратная миграция - это такой процесс, когда человек однократно или периодически меняет место жительства на некото­рое время, предполагая вернуться затем к первоначальному месту жительства. В таком положении могут быть люди, выезжающие в другие районы страны или за рубеж на учебу или на работу по кон­тракту на продолжительное время. К возвратным мигрантам отно­сятся люди с двойным гражданством, что не противоречит россий­скому законодательству. Указанные причины образуют периодиче­скую (эпизодическую) возвратную миграцию.

    Возвратная миграция может быть также сезонной и маятниковой. Сезонная миграция вызывается сезонной потребностью в работниках (например, на сельскохозяйственные работы) и связана с переме­щениями людей из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.

    Маятниковая миграция характерна для мегаполисов, других крупных городов и представляет собой ежедневное или с другой периодичностью перемещение людей, как правило, из пригородов и районов, в которых люди проживают, на учебу или работу в город.

    Безвозвратная миграция - это выезд на постоянное место жительства в другой район или другую страну без намерения вер­нуться обратно.

    Отрицательные последствия нелегальной иммиграции заключаются в расширении теневой экономики, игнорирующей налоговое и другое экономическое законодательство, криминализации бизнеса, в вытеснении с рынка труда граждан России, усиление социаль­ной напряженности и обострении межнациональных отношений. Но, с другой стороны, дешевые товары, реализуемые украинскими, китайскими, вьетнамскими и другими нелегалами, помогают вы­жить многим россиянам с низким уровнем достатка. Услуги по вы­полнению, например, ремонтных работ в квартирах у нелегалов в несколько раз ниже, чем у российских коммерческих или государ­ственных фирм. Спрос на такие товары и услуги у небогатого насе­ления страны стимулирует нелегальную иммиграцию.

    3.1 Миграция населения, ее виды. Миграция населения – это перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства, навсегда или на относительно дли­тель­ный период. Таким образом, главный признак миграции – это пересечение административных границ территории – государственных, областных, районных. Не является миграцией только пересечение границ района внутри города. По данному признаку – пересечение административных границ территории – выделяют, прежде всего, внутреннюю и внешнюю миграцию населения.

    Внешняя миграция – это иммиграция, от латинского слова «иммигро», т.е. вселяюсь». Это – вселение в страну на постоянное или временное проживание граждан других государств. Иммиграция определяется целым рядом причин: политических, национальных, религиозных, и она сыграла важную роль в формировании населения многих стран – Австралии, Канады, США и др. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп и появлению новых этносов. Здесь наиболее характерный пример – Мексика, основную часть населения которой составляют метисы. Второй разновидностью внешней миграции является эмиграция. Термин эмиграция происходит от латинского слова «эмигро», т.е. выселяюсь. Причинами эмиграции могут быть социально-политические факторы, например, безработица, нехватка земли у крестьян, низкий уровень жизни, а также политические и военные конфликты.

    Кроме внешней миграции существует и внутренняя миграция. Если внешняя миграция населения – это миграция межгосударственная, то внутренняя – это миграция внутригосударственная. При этом необходимо учитывать, что внутренняя миграция населения – это межпоселенные перемещения населения. Именно межпоселенные, поэтому перемещение населения внутри города миграцией и не является. Различают внутренние миграции населения, такие, как город–село, город–город, село–город, село–село. Среди этих типов движения людей решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция по схеме село – город. С развитием урбанизации повышается роль миграции по схеме город – город. Выделяют миграции населения в пределах крупных территориальных единиц (например, области, края, республики) и между ними. По этому принципу миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирегиональную и межрегио­нальную.

    В соответствии с временным критерием выделяют постоянную или безвоз­вратную миграцию населения, а также временную или возвратную. Безвозвратный характер носит обычно миграция межконтинентальная, а также перемещение населения из села в город. Возвратная миграция населения – это поездка на учебу, отдых или в длительную командировку. В данное понятие входит также сезонная и маятниковая миграция. Сезонная миграция – это временная миграция, один из главных видов перемещения населения. Она может быть межгосударственной и внутригосударственной.

    Различают также экономическую и социально-культурную сезонную мигра­ции населения. Экономическая сезонная миграция – это отток населения из трудоизбыточных районов страны туда, где имеется потребность в рабочей силе. Например, из районов Северного Кавказа – в северные и восточные районы России. В 1970–1980-е годы часть населения из трудоизбыточной Свердловской области перемещалась в Тюменскую область, где имеются хорошо оплачиваемые рабочие места.

    В дореволюционной России наиболее массовым видом сезонной миграции населения было отходничество. Оно возникло еще в XVII в. и особенно возросло после реформы 1861 г. Главная причина массового отходничества – малоземелье крестьян и низкое качество имеющейся земли, которая не обеспечивала крестьянской семье прожиточный минимум. Один из потоков этого избыточного сельского населения устремлялся на сезонные работы в города, в промышленность. Второй поток шел на юг, в Новороссию, где русские крестьяне трудились в сельском хозяйстве. В начале ХХ в. в России отходничеством занималось до 2,0 млн. человек, в период НЭПа – примерно 1,5 млн. Этот вид сезонной миграции весьма живуч и в настоящее время наиболее характерен для районов Северного Кавказа, территория которого не может обеспечить средствами существования быстро растущее население.

    Еще один вид перемещения – это маятниковая миграция населения, т.е. регулярное перемещение людей из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно. Регулярность этого миграционного потока соответствует режиму работы предприятий или учебных заведений. В основе возникновения маятниковой миграции лежит несоответствие между наличием производительных сил и размещением населения. Главное направление перемещения населения при этом виде миграции – село–город или город–город. Зонами устойчивой маятниковой миграции населения бывают обычно города-спутники.

    По способу организации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при помощи государственных организаций, и неорганизованную, которая проводится силами самих мигрантов. В зависимости от того, происходит перемещение людей по их собственному желанию или вопреки нему, миграцию населения делят на добровольную и принудительную. Если взять только небольшой временной промежуток, например советский период в истории России, то здесь в качестве добровольных миграций можно назвать оргнабор, красноармейское переселение, плановое сельскохозяйственное переселение, направление на целину и отчасти – эвакуацию. Что касается принудительной миграции – то это депортация, репатриация и интернирование.

    3.2. Теория миграционного процесса. Теория миграционного процесса рассматривает перемещение людей как трехстадийный процесс. На первой, исходной, стадии, происходит формирование территориальной подвижности населения. Вторая стадия – это собственно перемещение людей из пункта А в пункт Б. Третья стадия – завершающая, в ходе нее происходит приживаемость мигрантов, т.е. лиц, совершивших пересечение границ тех или иных территорий на новом месте.

    На исходной стадии территориальной подвижности населения происходит формирование совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на принятие решения о миграции. Факторы миграции населения распределяются на три группы. Во-первых, это неуправляемые факторы миграции населения, т.е. постоянно действующие. Во-вторых, это временные факторы, регулируемые косвенным воздействием. В-третьих, это регулируемые переменные факторы.

    В первую группу факторов миграции населения входит географическое положение местности, ее природные компоненты, в том числе геологические, метеорологические и др. Речь, прежде всего, идет о высоких сезонных перепадах температур, степени заболоченности территории, землетрясениях, наводнениях, наличии кровососущих насекомых и т. д. Вот эти факторы в значительной степени способствуют оттоку населения.

    Вторая группа факторов – это факторы временные, регулируемые косвенным воздействием, под их влиянием ситуация может быть постепенно изменена. Это уровень освоения территории, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры. Как известно, колонизация евроазиатского континента шла с запада на восток, и чем восточнее, тем менее освоенной до настоящего времени является территория.

    Третья группа факторов – это факторы текущего регулирования. К ним относятся повышенная зарплата, наличие различных льгот, кадровая и национальная политика, что способствовало в 1960–1980-е годы привлечению людей для освоения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. В настоящее время действие этих факторов государство целенаправленно снижает, и с севера и востока происходит массовый отток населения. Перечисленные три группы факторов относятся к разряду объективных. В то же время каждый человек по-разному оценивает целесообразность миграции. Таким образом, решение о переезде во многом зависит от особенностей каждой личности. Эти особенности можно отнести к факторам субъективным.

    Неодинаковый уровень миграционной подвижности населения обусловлен и особенностями каждого отдельно взятого региона страны. Интенсивность миграции зависит и от других факторов. Если взять, например, лиц разного пола – у них разный миграционный потенциал. Так, у женщин преобладают одноразовые миграции, а вот у мужчин – многоразовые. Если сравнить новоселов и старожильческое население, то последние также обладает большей подвижностью. Повышенная миграционная активность отмечается и у трудоспособного населения по сравнению с нетрудоспособным.

    Степень реализации миграционной подвижности происходит на второй стадии миграции, т.е. во время перемещения. Для каждого новосела миграция – это единичное событие. Но как процесс – перемещение населения состоит из мигра­ционных потоков. Миграционный поток – это совокупное число миграций или мигрантов, имеющих общие районы выбытия и прибытия в течение определенного отрезка времени.

    Выделяют прямые и обратные миграционные потоки. Таким образом, существуют встречные потоки между местами выбытия и местами прибытия мигрантов. Из двух идущих навстречу друг другу человеческих потоков больший по размерам обозначается как доминирующий, а менее интенсивный – как противоположный. Сумма этих потоков – доминирующего и противоположного – называется обменом населения между двумя территориями. Интенсивность миграционных потоков повышается, как правило, с уменьшением расстояния. Само перемещение происходит из менее развитых районов в более развитые. Поэтому наиболее интенсивные потоки образуются между районами скопления избыточной рабочей силы и районами спроса на нее.

    Третья стадия миграции населения – это приживаемость мигрантов на новом месте. Приживаемость заключается в превращении мигранта в новосела, а новосела – в старожила. Сроки приживаемости могут быть разными, и зависят они от различных факторов. Так, в среднем по России, для перехода новосела в категорию старожила требуется приблизительно 10 лет. В районах особо сложных для проживания, где состав населения постоянно меняется, эти сроки меньше.

    Следует также отметить, что существуют определенные показатели мигра­ции. Один из показателей – это сальдо миграции, который рассчитывается как разница между общим и естественным приростом населения. Имеются также индексы приживаемости – это соотношение численности между новоселами и старожилами.

    3.3. Движение населения в зарубежных странах. На ранних стадиях первобытного общества миграция происходила в форме просачивания отдельных мелких коллективов на новые территории. Процесс расселения при этом носил мирный характер – необитаемых территорий было достаточно много. К концу периода неолита происходит первое крупное разделение труда и выделяются пастушеские племена. По мере оскудения пастбищ скотоводы уходили все дальше и дальше от мест своего первоначального обитания. Следо­вательно, на заре человечества миграция населения имела форму кочевничества.

    Свою специфику имело перемещение населения в классовых обществах, вызванное перенаселением. Как известно, перенаселение бывает абсолютное и относительное. Абсолютное перенаселение – это невозможность совместить рас­тущее население с природно-экологической емкостью Земли. Относительное перенаселение – это перенаселение трудоспособного населения, т.е. наличие избыточных рабочих рук. В античном мире происходило образование относительно избыточного населения, и это сопровождалось его постоянной миграцией в виде колонизации. Колонизация носила, как правило, военный характер. Так, в Древней Греции в VIII–VI вв. до н.э. греки основывают примерно 150 колоний с числен­ностью населения до 10 тысяч человек в каждой. Это позволило обеспечить всех граждан землей и освободить метрополию от избыточного населения. Одновре­менно в Грецию шел непрерывный поток рабов. В данном случае наблюдалось два противоположных миграционных потока: из Греции – свободных, в Грецию – рабов.

    Многочисленными миграциями сопровождалось становление в Европе феодального общества. И само общество это возникает во многом благодаря происходившему с IV по VII вв. н. э. великому переселению народов. В период раннего феодализма миграция населения происходила в форме бегства крестьян из-за угрозы закрепощения. Крестьяне бежали либо в города, либо на еще не заселенные территории.

    В период развитого феодализма механическое движение населения проис­ходит либо в форме бегства уже крепостных крестьян, либо в виде крестовых походов. Одна из главных причин этих походов – появление в Европе относительно избыточного населения. Речь идет, прежде всего, о крестьянстве, для которого эти походы были, по сути, движением колонистов. Крестовые походы являлись и формой миграции относительно избыточного рыцарского населения, которое вследствие существования принципа майората в большом количестве появилось в средние века в Европе.

    Таким образом, в средние века происходили многочисленные как принудительные, так и добровольные миграции. Принудительной миграцией являлся увод в рабство монголами ремесленников из захваченных ими городов Китая и других стран, в том числе и Руси. Принудительной непромышленной миграцией была продажа в период позднего феодализма немецких крестьян, которых в качестве солдат покупали правители иностранных государств. Наряду с принудительной миграцией, для средних веков была характерна и добровольная непромышленная миграция населения, перемещавшегося за пределы европейских обществ. Непосредственным толчком для данного вида перемещения населения послужили великие географические открытия XV–XVI вв. Следовательно, характерная особенность докапиталистических обществ – это постоянная миграция населения. В условиях первобытного общества она происходит в форме просачивания отдельных коллективов на новые земли, в период разложения этого общества – в форме вторжений. В эпоху рабовладения и феодализма миграция населения принимает часто вид колонизации в различных формах.

    Огромные изменения в области движения населения происходят в XIX в. – это время массовых межконтинентальных миграций. Они были вызваны появлением в Южной и Центральной Америке новых независимых государств, бывших испанских и португальских колоний, а также интенсивной колонизацией территории Северной Америки. В результате на протяжении XIX в. из Европы в Америку мигрируют 28,0 млн. человек. Из них половина мигрантов приходится на два последние десятилетия. Первое место по числу переселенцев за океан занимает в это время Великобритания. Сведения об эмиграции из этой страны имеются, начиная с 1815 г., и они свидетельствуют о том, что из нее мигрируют 13,0 млн. человек. При этом примерно четверть мигрантов составляли шотландцы, вторую четверть – собственно англичане и половину – ирландцы. Таким образом, характеризуя миграцию населения в период Нового времени, можно сделать вывод, что она носила в основном трудовой характер. Это – межконтинентальная экономическая миграция.

    После первой мировой войны в мире начинаются перемещения населения, вызванные не экономическими, а политическими причинами. Первое массовое организованное переселение по политическим мотивам происходит в 1922–1924 годах. Это – обмен населением между Турцией и Грецией. В процессе этого обмена в Грецию было репатриировано полтора миллиона греков из прибрежной части Малой Азии. В свою очередь из Фракии и Македонии отправляют на историческую родину 400,0 тысяч турок. Других крупных обменов населением в межвоенный период не было.

    В ходе второй мировой войны миграции населения по политическим причинам приобретают гигантские масштабы. Для этого периода характерны так называемые военные миграции. Это – мобилизация и демобилизация, как военная, так и гражданская, это – эвакуация и реэвакуация, это также депортация, репатриация и интернирование. В годы войны интенсивное перемещение населения происходило из городской местности в сельскую. Оно было обусловлено продовольственными трудностями в городах, а также разрушением городского жилищного фонда. Крупнейшая в мировой истории принудительная миграция населения, охватившая в общей сложности примерно 17,0 млн. человек, была вызвана изменением восточных границ Германии.

    В современном мире также существуют страны иммиграции, т.е. страны, куда едут, и страны эмиграции, т.е. страны, откуда едут. Эти две группы стран характеризуются определенным набором условий. Это относительно невысокая плотность населения при достаточно значи­тель­ных природных ресурсах, достаточно высокий уровень развития производительных сил, позволяю­щих обеспечить мигрантам достаточно высокий уровень жизни и заинтересованность данной страны в поощрении миграции. В настоящее время этим требованиям отвечают – Австралия, Канада и США, а также Аргентина, Бразилия и Венесуэла. В Старом Свете основными странами иммиграции после второй мировой войны были Германия и Израиль. Что касается стран эмиграции, то они характеризуются относительно высокой, по сравнению с экономическими возможностями, плотностью населения и наличием традиционных контактов со странами иммиграции

    Наряду с межконтинентальным и межгосударственным перемещением во многих странах мира интенсивно проводилась и активная внутренняя миграция населения в пределах данного конкретного государства. В некоторых странах внутренняя миграция достигла огромных размеров, охватив миллионы людей. В мире можно назвать шесть крупных государств, в которых внутреннее перемещение населения достигло больших размеров. В западном полушарии к ним относятся Бразилия, Канада и Соединенные Штаты Америки, в восточном – Индонезия, Китай и Россия.

    3.4. Миграция населения России в XVI – начале XX в. Колонизационное движение русского народа красной чертой проходит через всю его историю. Выйдя из междуречья Оки и Волги, русские освоили огромные территории. Среди многих территорий, которые на протяжении пятисот лет своего движения на восток и юго-восток смогли освоить русские, необходимо выделить Сибирь и Новороссию, сыгравших наиболее важную роль в отечественной истории. Прежде всего, это Сибирь, поскольку заселение этой огромной территории с ее колоссальными сырьевыми ресурсами стало одним из главных факторов, позволившим Российской Империи достигнуть положения мировой державы. Позднее Советскому Союзу именно за счет безудержной эксплуатации богатств Сибири удалось стать одной из двух сверхдержав.

    Началом колонизации Сибири можно считать 80-е годы XVI в., когда Ермак с отрядом казаков переправился через Уральские горы. После этого русская колонизация быстро продвинулась на восток и уже через 50 лет, после похода Ермака, русские достигают реки Лены, а в начале XVIII в. овладели даже Аляской. Эта стремительная колонизация объясняется почти полным отсутствием местного населения.

    Несмотря на высокие темпы колонизации, вплоть до конца XIX в. масштабы миграции населения в Сибирь были очень скромными. Контингент мигрантов состоял, прежде всего, из беглых крестьян, искавших в Сибири спасение от крепостного гнета. Кроме них высокую миграционную подвижность проявляли и старообрядцы, которые преследовались в России за свои убеждения. Группы старообрядцев пересекали даже границы Китая. И до настоящего времени в труднодоступных районах Джунгарии сохранились русские старообрядческие деревни.

    Другим важным фактором в ранней колонизации Сибири было принуди­тельное переселение туда уголовных и политических ссыльных. Только в XIX в. в Сибирь на вечное поселение сослали 860,0 тысяч человек. В результате во многих губерниях ссыльные составляли значительную часть населения. Так, в Енисейской губернии на момент Всеобщей переписи населения 1897 г. ссыльные составляли 15% населения, это не считая тех, чьи предки были сосланы туда раньше.

    В целом к концу XIX в. Сибирь была заселена лишь в незначительной степени. На огромной территории за Уральским хребтом проживало всего 6 млн. человек. Поэтому огромное значение для колонизации этой страны имело строительство в 90-е годы XIX в. Транссибирской магистрали. В результате в начале XX в. население Сибири удвоилось. Таким образом, в период с XVI по XIX вв. русские заселили огромные пространства Юго-Восточной Азии, т.е. Сибири. Эти территории во много раз превосходили собственно Великороссию вместе с Русью Белой и Малой.

    Наряду с колонизацией Сибири русские осваивали и огромные степные районы юга, т.е. современной южной и восточной Украины, а также Крыма и Северного Кавказа, бассейнов рек Дона и Кубани. Начало русской колонизации этих территорий относится к XVI–XVII вв., однако массовое освоение началось только в конце XVIII в. после ликвидации Крымского ханства. Наиболее интенсивно шло заселение территории, получившей название Новороссии. По административно-территориальному делению того времени – это две российские губернии –Екатеринославская и Херсонская. По современному административно-территориальному делению – это Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Луганская, Николаевская и Херсонская области Украины. Все население этой территории в конце XVIII в. составляло примерно 10,0 тысяч душ мужского пола. Причина такой слабой заселенности данной территории – перманентные набеги крымских татар.

    Для России это пустое незаселенное пространство представляло огромную опасность. И тогда государство начинает эти территории интенсивно заселять, создавая здесь укрепленные линии на окраине русской земли. На южные земли начинают переселять крестьян из Киевской и Черниговской губерний, которые с середины XVII в. входят в состав русского государства. Кроме того, на территорию Новороссии начинают интенсивно привлекать иностранных колонистов. Им выделяют земли, и эти иностранные переселенцы начинают осваивать эти территории. Переселенцы были в основном из Австрийской империи – это болгары, македонцы, молдаване, сербы. Единственное требование, которое предъявлялось к ним – это православное вероисповедание.

    Во второй половине XIX в. на территории Новороссии начинает расти численность русского населения. Здесь формируется Южный промышленный район России, Донбасс, и костяк рабочих составляют выходцы из российского Нечерноземья, имевшие навыки занятия ремеслом. Кроме того, для этих губерний была характерна значительная сезонная миграция из того же Нечерноземья. Ежегодно сотни тысяч русских крестьян направлялись на юг на сезонные полевые работы, и многие оставались на этих благодатных землях. Таким образом, в России в XVI – начале XX в. шла интенсивная внутренняя колонизация территорий, которые в десятки и сотни раз превосходили по своей площади саму метрополию. Это привело к громадным изменениям в численности, размещении и национальном составе населения.

    В начале XX в. до первой мировой войны в России в восточные районы страны переехало 4,5 млн. человек. Затем началась война, был отменен льготный тариф на проезд, в армию призвали большую часть трудоспособных мужчин, и массовое крестьянское переселение практически прекратилось. Прекращение с началом войны планового аграрного переселения в Сибирь вовсе не означало, что миграционное движение в России прекратилось. Мировая война еще более усилила миграционные процессы, потоки мигрантов стали намного масштабнее. Они были вызваны отступлением русской армии, в результате три миллиона беженцев, спасаясь от немецкой оккупации, устремились в тыловые районы страны. Второй поток мигрантов – это 2,5 млн. военнопленных австро-венгерской, германской и турецкой армий, которых также везли и размещали в глубоком тылу. В-третьих, после Февральской и особенно Октябрьской революций в стране начинается закры­тие сотен предприятий, и десятки тысяч их рабочих вместе с семьями начинают организованно переезжать в Сибирь, которая не пострадала от войны.

    3.5. Механическое движение населения в советский период. После завершения гражданской войны интенсивные миграционные процессы в Советской России продолжались. В страну возвращается часть сектантов, а также белоэмигрантов. Значительный поток мигрантов шел также по линии планового сельскохозяйственного переселения. Речь идет о возобновленном большевиками переселении крестьян из трудоизбыточных центральных районов страны на восток на постоянное место жительства. В этот период переселение происходит также в форме перевода на оседлость казахского населения и цыган.

    Советская действительность создала и такую форму организованного переселения людей, как красноармейское переселение, проводившееся в первой половине 1930-х годов. Целью его было улучшение социального состава в пограничных районах СССР. Красноармейское переселение происходило в форме направления демобилизованных военнослужащих вместе с семьями на постоянное место жительства в районы Дальнего Востока и Северного Кавказа.

    В 1920-е годы в Советском Союзе начинается и промышленное переселение. Как известно, миграция населения во многом обусловлена неравномерным размещением трудовых ресурсов. Россия в этом отношении весьма показательна. В начале ХХ в. три четверти территории России находилось в Азии, а проживала там только шестая часть населения страны. С началом индустриализации различные районы Советского Союза стали развиваться крайне неравномерно. Очень быстро развиваются северные и особенно восточные районы. Они располагали колос­саль­ной сырьевой базой, однако в виду малой заселенности не могли быть освоены. В СССР начинает реализовываться грандиозная программа по привлечению рабочей силы из трудоизбыточных районов в места, где ее остро не хватало.

    После революции в СССР сохранилось отходничество, отход крестьян был главным образом связан с сезонными видами работ – лесозаготовками, торфо­раз­работками, уборкой урожая. С принятием первого пятилетнего плана происходит усиление государственного регулирования этого процесса. Вначале переходят к индивидуальной вербовке рабочей силы в деревнях через уполномоченных пред­приятий, а с 1931 г. ее стали осуществлять через оргнабор.

    При организованном наборе рабочей силы предприятие должно было заклю­чать договор не с отдельным крестьянином, а с правлением колхоза о плановом выделении рабочей силы. Организованный набор очень активно осуществлялся в годы первой и второй пятилеток, а вот в конце 1930-х годов его значение постепенно уменьшилось. Причина заключалась в том, что предприятиям была нужна квалифицированная рабочая сила, и важнейшим источником пополнения рабочего класса становится государственное распределение выпускников ФЗУ.

    Первый район, на освоение которого были направлены сотни тысяч людей, – это европейский север России. В середине 1920-х годов громадные работы велись по строительству Мурманской железной дороги и освоению природных богатств края; данная территория начинает быстро заселяться. Второй, основной, поток мигрантов, направлялся на восток. Часть переселенцев ехала добровольно, их выбор был обусловлен экономическими причинами. Миграция в районы освоения давала возможность трудоустроиться и получать более высокую зарплату.

    В 1930-е годы крупнейшим центром индустриализации становится Урал, который вместе с Западной Сибирью превращается во вторую угольно-металлургическую базу страны. Быстрое развитие промышленности обусловило громадный спрос на рабочую силу – на строящиеся уральские заводы со всего Советского Союза приезжают сотни тысяч человек. В 1935 г. только в города Свердловской области приезжает 580,0 тысяч человек, в 1936 г. – 620,0 тысяч. Половину этих переселенцев в города составляли крестьяне из самой области, вторую половину – иногородние. На первом месте среди переселенцев стояли выходцы из Кировской области, далее шли районы Поволжья. В результате, за время между Всесоюзными переписями населения 1926 и 1939 гг. численность населения Перми увеличилось в 3 раза, Свердловска – в 3,5 раза, Нижнего Тагила – в 4 раза, Челябинска – в 5 раз. За межпереписной период население региона выросло на четверть, в Свердловской и Челябинской областях городское население впервые стало преобладать над сельским.

    В конце 1930-х годов в СССР возобновилось прерванное коллективизацией плановое сельскохозяйственное переселение, оно не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны. Потоки переселенцев направлялись в первую очередь на те территории, откуда были выселены так называемые «народы-предатели». Это – территория ликвидированной немецкой автономии в Поволжье, вошедшей в состав Сталинградской и Саратовской областей, а также Крым, бывший ранее Крымской АССР. В первые послевоенные годы по линии планового сельскохозяйственного переселения происходило заселение Калининградской и Сахалинской областей, откуда выселили соответственно немцев и японцев. В 1947 г. началось плановое сельскохозяйственное переселение в Грозненскую область, откуда в 1944 г. были выселены в Сибирь все чеченцы. Активно заселяли в те годы и Западную Карелию. Эта территория в результате «зимней войны» вошла в состав Советского Союза практически без населения. В покинутые финнами и карелами районы Западной Карелии после войны были переселены из центральных районов России 330,0 тысяч крестьян.

    Кроме планового сельскохозяйственного переселения, масштабные мигра­цион­ные процессы начались в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны. Они были весьма разнообразны и практически затронули каждую семью. Это – мобилизация в армию и промышленность, а также постоянные мобилизации на сельскохозяйственные работы. Это – миграция населения из городской местности в сельскую, а также перемещение населения из прифронтовой зоны в тыл, т.е. эвакуация. Это – демобилизация и реэвакуация, а также массовая депортация целых народов.

    3.6. Депортация населения в СССР. Термин «депортация» присутствует в законодательстве многих стран, и он означает изгнание, ссылку. Таким образом, депортация – это широкомасштабное переселение целых народов, а также представителей некоторых национальностей с исконно родных мест. История спецпереселенческой политики Советского Союза напрямую связана с коллективизацией сельского хозяйства, которая сопровождалась раскулачиванием зажиточной части крестьян. В конце 1929 – начале 1930-х годов во многих краях и областях страны по решению местных органов власти началось их выселение за пределы территории их проживания с конфискацией имущества. С целью придания этому процессу правовой основы СНК СССР 01 февраля 1931 г. принял постановление «О предоставлении облисполкомам и правительствам автономных республик прав выселения кулаков за пределы районов сплошной коллективизации». Все зажиточные крестьяне были разделены на три категории. К первой категории относился так называемый контрреволюционный актив. Это были крестьяне, которые активно противодействовали организации колхозов, бежали с постоянного места жительства и переходили на нелегальное положение. Ко второй категории относились наиболее богатые крестьяне, так называемые кулацкие авторитеты, которые являлись, по мнению властей, оплотом антисоветского актива. К третьей категории относились все остальные зажиточные крестьяне.

    Главы семей крестьян первой категории арестовывались, дела о деятельности передавались на рассмотрение специальных троек. После этого они направлялись, как правило, в концлагеря. Раскулаченные крестьяне, отнесенные к кулакам второй категории, а также семьи кулаков первой категории выселялись в отдаленные районы на спецпоселение. Кулаки, отнесенные к третьей категории, а также их семьи в ссылку на Урал и Сибирь, как правило, не отправлялись, а переселялись внутри области. До 1934 г. все выселенные за пределы своих областей крестьяне назывались спецпереселенцами. С 1934 по 1944 годы их называли трудпоселенцами, а с 1944 г. – спецпоселенцами. Таким образом, все эти термины являются синонимами, т.е. обозначают одну и ту же группу населения.

    Кулацкая ссылка формировалась из крестьян различных регионов нашей страны и в первую очередь тех, где природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства были более благоприятными, и отдача от занятий сельским хозяйством была выше. Это, прежде всего Украина, Белоруссия, Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Крым. Основная часть выселенных с этих районов крестьян направлялась на поселение в Сибирь, Казахстан, на Север, а также на Урал. На начало 1932 г. на учете в СССР состояло 1,8 млн. спецпереселенцев из числа бывших кулаков. Из них 484,0 тысяч человек, т.е. каждый четвертый, был размещен в Уральской области с центром в Свердловске, которая стала главным районом размещения раскулаченных.

    После выселения кулаков, вплоть до начала второй мировой войны, массовых депортаций населения в нашей стране не было. Исключение составляли корейцы, 129,0 тыс. которых выселили с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Кроме них из пограничных районов Молдавии, Украины и Белоруссии были выселены граждане немецкой национальности. Катализатором великого переселения народов стала вторая мировая война. В 1940 г. в Советском Союзе появляется новая категория трудпоселенцев – польские осадники. Затем начались депортации населения из республик Прибалтики, которые в 1940 г. были насильственно включены в состав Советского Союза.

    С началом Великой Отечественной войны состав спецконтингента в нашей стране значительно обновился. На поселение было направлено немецкое население Советского Союза. На территории России немцы проживали с XVIII в. По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. численность немецкого населения нашей страны составляла 1 млн. 427 тысяч человек. Только треть из них проживала в Поволжье, вторая треть жила на южной Украине и в Крыму. Остальные разме­щались в городах европейской части страны, в основном в Москве и Ленинграде. На Урале немцев до войны было очень мало, только в сельской местности Орен­бургской области их насчитывалось около десяти тысяч человек. В Свердловской области немцев практически не было – по итогам Всесоюзной переписи 1939 г. на Среднем Урале проживало всего 413 человек лиц немецкой национальности.

    Однако уже через два года численность немецкого населения Урала увеличилась в десятки раз, только в Свердловской области она составила около 50,0 тысяч человек. Всего за годы войны в СССР на спецпоселение было отправлено около миллиона немцев, из них на Урал – 150,0 тысяч человек. Основная часть депортированных на Урал немцев была размещена в Пермской, Свердловской и Челябинской областях. Большую часть их составили так называемые трудармейцы. Первоначально это были военнослужащие Красной армии, которых с началом войны отправили с театра военных действий в тыл на работы на объектах народного хозяйства. Из них формируют строительные батальоны, получившие впоследствии название «рабочие колонны». В трудовые колонны мобилизовывали и женщин немецкой национальности в возрасте от 16 до 45 лет. От мобилизации освобождали лишь беременных, а также имеющих детей в возрасте до трех лет. Если дети были старше этого возраста, то они передавались на воспитание родст­венникам или отдавались в детский дом, а матери направлялись в трудармию.

    Одновременно с немцами в начале 1942 г. на основании решения Военного совета Ленинградского фронта в ссылку в Красноярский край отправили 45,0 тысяч проживающих в Советском Союзе финнов. Осенью 1943 г. в результате совместных действий частей Красной Армии и войск НКВД было проведено выселение в Сибирь и 93,0 тысяч калмыков. Часть из них затем отправили работать на предприятия Урала.