Войти
Личностный рост. Стиль жизни. Путешествия. Обучение
  • Если товар превращается в материалы
  • «Коронный номер мистера Х» Дарья Донцова Читать полностью коронный номер мистера х
  • Поле «Представляется в налоговый орган»
  • Будут ли у вас большие деньги?
  • Экономические циклы, их виды и причины возникновения
  • Авансовые платежи по налогу на прибыль: механизм и сроки
  • Ф бубырь. Бубырь против Хедман & Васастьерна. Типичный при церкви

    Ф бубырь. Бубырь против Хедман & Васастьерна. Типичный при церкви

    Архитектура так называемого дома Бубыря дает право считать это строение лучшим образцом стиля северного модерна. Здание имеет П-образную форму, его главный фасад обильно украшен диковинными рисунками. Несмотря на то, что главная сторона направлена на север и на нее редко попадают солнечные лучи, рассмотреть уникальную отделку все-таки можно. Авторами этого замечательного творения стали русские зодчие Бубырь и Васильев.

    Историческая справка

    Новый доходный дом в начале XX века был заказан неким Угрюмовым и его сестрами – владельцами вытянутого земельного участка на Стремянской улице, на котором располагалось небольшое жилое строение, доставшееся им от родителей. Внешнее оформление «новостроя» взял на себя архитектор Васильев. Он разработал орнамент и искусно украсил фасад кирпичом, горшечным камнем, гранитом, штукатуркой. Планированием корпусов, внутренними помещениями, расположением лестниц и переходом занимался коллега Васильева Бубырь.

    Строительство дома велось на протяжении двух лет, и уже вскоре после его окончания хозяева стали принимать новых жильцов. Бубырь выкупил строение, поселился в нем с семьей на 6 этаже, оборудовав там собственную мастерскую. Хозяином дома он являлся до начала гражданской войны в России. После его смерти дом национализировали.

    Описание дома

    Шестиэтажный дом состоит из трех корпусов, располагающихся по периметру участка. Рядом находится небольшой сквер, который огражден от двора двухэтажным строением, построенным архитектором-домовладельцем для собственного автомобиля.

    Бубырь очень эффектно оформил один внутренний угол здания, оборудовав в нем лестницу, а также занятно продумал переход из комнаты в столовую на последнем этаже.

    И все-таки основной «изюминкой» дома является главный фасад. Ощутимую динамику ему придают:

    Мансарда;

    Смещенный полукруглый эркер;

    Разная форма окон;

    Кованая ограда французских балконов;

    Облицовка стены естественными и искусственными материалами.

    Еще большую уникальность дому дарует скульптурный декор – вырубленные в камне изображения рыб, птиц, зверей, змей, диковинных животных. На поверхности оконного наличника последнего этажа – солнечные светила. Гармоничная композиция барельефов напоминает мотивы северной природы.

    Романтичность облика, умелое сочетание контрастных материалов, гармония единства всех жилых корпусов позволяют восхищаться сим зданием и в наше время.

    Жители доходного дома

    Обитатели дома подобрались достойные, из творческой среды. Незадолго до революции в доме поселился Васильев – один из творцов этого сооружения. С наступлением перемен в России он эмигрировал за границу.

    Рядом с апартаментами Бубыря снимал квартиру архитектор Ильин, ставший после революции главным зодчим Ленинграда.

    После смерти Бубыря квартиру на последнем этаже занял актер и режиссер Морозов. В одной из комнат он открыл театральную студию. В этой же квартире, занимая небольшую комнатку, прожил несколько лет с женой – дочерью Морозова – Эдуард Хиль.

    Дома Бубыря стал первым сооружением в Петербурге, дополненным собственным гаражом.

    В актерской студии Морозова выступал со своими стихами Сергей Есенин.

    В 1960-х годах на первом этаже дома появилось кафе «Эльф», действующее и поныне. Его часто посещали художники и поэты. Среди современных музыкантов здесь были замечены Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша и др.

    Сегодня квартира Бубыря служит мини-отелем, хозяином которого является англичанин Джон Николсон. В комнатах гостиницы хорошо сохранились лепные потолочные элементы, дубовые двери, коридорные печи.

    В Петербурге своей школы модерна не было! Поэтому местные архитекторы заимствовали идеи из других художественных центров...
    Такова основная и простая мысль источников по истории стиля. Такому элементарному подходу следуют и любители архитектуры прекрасной эпохи. Съездил в Хельсинки увидел настоящий северный модерн! Вывод из отчетов о поездке в столицу Финляндии.
    Действительно на первый взгляд у многих домов Петербурга легко находятся своеобразные прототипы в бывшей провинции Российской империи. Примеры настолько очевидные, что кажется и обсуждать их не стоит. Вот к примеру дом Капустина петербургского архитектора Бубыря и дом Sirius архитекторов Худмана и Васастьера

    Финское здание построено в 1905 Алексей Федорович Бубырь окончил свою постройку в 1907! (а по другим данным в (1912)) Как минимум двух летний проигрыш критичен для стиля чья история укладывается в 30 лет.
    Да что говорить! Алексей Федорович известен как певец угла. Почти каждое из его зданий это своеобразная хрестоматия о том как думающий архитектор может взорвать пространство казалось бы банальной угловой частью и надо же не устоял…. .

    Композиция здания Sirius

    Композиция здания Sirius проста и повторяет найденный в французском модерне принцип "Башня решает все". Подобная схема является традиционной для архитектуры Хельсинки. Ее основная идея состоит в том, что здания может иметь любой размещение архитектурных элементов если на углу стоит башня. При этом башня может быть сформированна отдельным объемом, который не связан или плохо связан с остальным объемом здания.
    В нашем случае основной объем здания представляет собой традиционную трехчастную схему с акцентированной эркером центральной осью и боковыми осями заканчивающиеся двумя щипцами.

    \

    Выявив основные объемы здания обратимся к силам, которые удерживают башню и придают зданию слитный облик.
    Для этого нам нужно отогнать грузовик на фотографии найти другое фото в интернете.

    Перечислим видимые эффекты создания слитного облика:
    1.Сверху башня соединена с основным объемом здания небольшим участком стены с двумя окнами.
    2. Нижний ряд окон ассиметричен. Однако три крайних окна витрин одинаковы и находят отклик в группировке окон на щипце здания.

    .

    3. Оставшиеся три окна и въезд намеренно решены по-разному. Это создает странную игру. В классическом архитектурном прочтении это несомненная слабость и ненадежность опоры башни. Однако своеобразный создаваемый этим чередованием неправильных форм ритм как будто находит продолжение движения вверх в башню.
    Интересно что нижний ряд окон сохраняет классическую пропорцию три слева три справа одно по центру, и истинная центральная ось проходит по середине въездных ворот как будто подчеркивая их "нормальное" расположение. Ворота являются своеобразной точкой напряжения откуда и начинается неправильное ритмичное движение окон. Отметим что последний прием является наиболее не стандартным и оригинальным на фасаде здания Sirius.

    Композиция здания Бубыря

    Прежде всего следует решить вопрос с башней. Ведь в здании Бубыря она тоже есть?)

    А давайте ее уберём! Смотрите как погрузнело здание из Финляндии и как стойко перенесло лишении петербургское здание. В чем причина? Давайте разбираться! Для начала вернем дому Капустина башню и привычное расположение.

    А

    Не пугайтесь, на последней фотографии здание до реставрации. Зато можно представить оригинальный вид, конечно учитывая временные изменения.
    Теперь ответим на самим себе заданный вопрос. Причина конечно в композиции фасада. И вот ее основные особенности.

    1. Башни у дома Капустина нет. Есть Щипец, который формирует иллюзию ее наличия. Достаточно попытаться отделить объем башни от основного фасада. Получится что фасад здания и башня занимают половину здания. Где вы видели настолько массивные башни?) А что же это тогда на углу спросите вы? А это иллюзия, которую, не побоюсь глупых слов, соткал Гений Бубыря из двух щипцов и других мелких штрихов, и оттенков. Иллюзорность и сказочность происходящего одна из любимых забав стиля модерн. Здесь она основана на простом представление зрителя о том, что все что вздымается вверх с краю здания — это башня. Давайте построим центральную ось

    Симметрии в здании конечно нет. Но смотрите сколько всего происходит вокруг, тут и начало щипца, несомненно самого яркого и крупного объема фасада, боковая грань единственного эркера и предсказуемый, но согласитесь! сколько оттенков в этой предсказуемости, центральный вход здания. Кроме того центральная ось режет слитую композицию балкона с эркером на две исходные части.
    2. В статье о особняке Форостовского http://arch-heritage.livejournal.com/2016582.html?thread=12877126 я отмечал важность использования третей в композиции фасадов Петербургского модерна


    При попытке построить воображаемые трети оказывается, что левая не столь важна, но ее граница почти совпадает с границей центрального балкона. Правая треть имеет с одной стороны своей границей слуховое окно и центр щипца, а левой проходит по правой грани эркера. Таким образом центральный эркер оказывается окруженный двумя осями здания. Правой третью и центральной осью. Из предложенных построений можно сделать вывод о том, что в формировании слитного облика здания архитектор использовал не обычную комбинации центральной оси и правой трети. В нестандартном подходе архитектора к развитию событий на фасаде видна хорошая академическая школа и не заурядный талант.

    2. Небольшое отступление. Здание Бубыря как всякий шедевр описывали много исследователей и с разных точек зрения. Часть их суждений хочется процитировать. Многообразие нюансов свидетельствует об одном -здание Бубыря своеобразный бриллиант каждая грань которого приводит к новым и новым умозаключениям. Давайте перед тем как я опять начну рисовать красные линии посмотрим на здание еще раз, а потом еще раз глазами влюбленных в эти домики людей.

    .................Ось входа подхватывается эркером, переходя затем в узкое окно щипца. Вертикали — углы и эркер — подчеркнуты более светлой штукатуркой. Горизонталь карниза прерывается мощным аккордом высокой кровли над угловой частью дома. Сложный ритм горизонталей подхвачен балконами и черепичным навесом над вторым этажом.
    Особенно удачна кровля, составленная из пересечения двускатной и полувальмовой кровель с дополнительной врезкой. Обидно лишь, что мансарды здесь ложные: все окна выше шестого этажа — слуховые, и за ними не жилой этаж, а чердак.
    В некоторых фрагментах дома чувствуется влияние построек Мельцера на Каменном острове, щипцы явно взяты из прибалтийской архитектуры, но все это очень органично вливается в манеру Бубыря, образуя замечательное целое.................. А. Мамлыга 1993г.

    Мощной динамикой крупных масс, суровой пластической силой и аффектированной остротой силуэта наделен доходный дом потомственного почетного гражданина К.И Капустина, возведенный Бубырем в 1910-1912 Г. Г на углу набережной фонтанки 159 и Климова переулка. Композиция его расчитана на восприятие издали, в панораме плавной излучены реки. Узкий ассиметричный фасад обращенный к набережной, пронизан сложным движением, которое то устремляется по вертикали то нарастает ступенчато по диагонали к форсированному завершению угла, состыкованному из щипцов и пересекающихся скатов крыш. Здесь - главный узел и кульминация всего архитектурного действия. Направляет это движение двуединый объем эркера с балконом. Сверх и по краям стена заключена в гигантскую раму из широких полос светлой штукатурки. ..................... Б.М Кириков 2003

    3. Сбитые оконные оси.

    При попытке прочтения выясняется, что 3 из 7 оконных окон не имеют традиционного развития вверх и либо слепо заканчиваются, либо раздваиваются, а иногда они попросту сворачивают и продолжают движение. За многообразием перипетий, а также пусть и не везде сохранившийся оригинальной расстекловкой настоятельно советую проследить.

    Развитее оконных осей хорошо прослеживается вдоль двух диагоналей. Диагональ любимое измерение петербургской школы модерна!

    Горизонтальные объемы фасада(балконы) развиваются по диагонали вверх и в право до уровня выступающей кровли и прорываются вверх щипцом. Вертикальные объемы фасада (эркера) по диагонали вверх в лево. Хотя на самом деле все не так и, если вникнуть в один нюанс все намного сложнее.

    Слуховые окна на балконах и щипце имеют арифметическую последовательность. 3-2-1. То есть напряжение с их помощью усиливается вправо и вверх к щипцу. От большего к меньшему.
    Помимо слуховых окон ряд мест фасада акцентирован архитектором при помощи создания своеобразных зон напряжения. Назначения таких зон двояко. С одной стороны, архитектор размещает их в желаемых зрителем местах. Главная их задача создание уверенности в надежности здания. Другие служат своеобразными маркерами, разделяющими участки фасада, однако они основаны на все той же уверенности зрителя в надежности здания. Таким образом создается своеобразная игра. Архитектор оправдывает ожидания зрителя но, пользуясь этими ожиданиями, решает художественные задачи, стоящие перед ним. Краткие, но яркие акценты создают множество комбинаций, которые приводят зрителя с одной стороны в растерянное состояние и даже заставляют признать их алогичными, с другой все они зримо свидетельствуют о повышенной надежности здания поскольку имеют вид подпорок, оснований и мощных балок. Взгляд остановившись на одной из таких деталей начинает искать новые и предсказуемо находит. Однако такие находки не приближают, а скорее отдаляют зрителя от понимания общей композиции.
    Фактически мы имеем дело с неким эффектом отвлечения от основных сюжетных линий. Такова одна из любимых стилем модерн игр. Для большего понимания разберем один из примеров. Под основанием центрального балкона мы видим уступ, который кажется небольшим кронштейном, увеличивающим его надежность. Этот кронштейн имеет некую видимую связь с одним из ограждающих вход пилонов из грубого камня поскольку располагается с ним на одной оси. Надуманность такой связи становится очевидной через несколько мгновений раздумий.
    В умелом использовании таких акцентов следует признать большое мастерство архитектора и тонкое понимание задач стиля, в рамках которого он действует. Излишне говорить, что такие детали не столь заметны из далека и так же призваны разнообразить впечатление зрителя о здании с ближних дистанций.
    Главным художественным акцентом фасада служит мотив балки, прорывающийся на пятом этаже из тела здания. Видимо это место наибольшего приложения сил, рвущихся наружу. Сконцентрированная энергия этого места позволяет нам модернизировать один из рисунков предложенных нами выше.

    На приведенной выше схеме видно, что два движения с разнонаправленными векторами сливаются в верху в одно общее имеющее выход на верх в щипец. Таким образом можно сделать вывод о том, что основные движения композиционных линий здания формирующих слитный облик лежат вокруг диагоналей. Внимательные читатели должны были заметить, что в наших рассуждениях мы не упоминали угловой балкон, который был надежно скрыт грузовиком. Ну что же время еще раз отогнать грузовик найти другую фотографию.

    Балкон -своеобразная, но классическая лишняя деталь. Его большая принадлежность второму фасаду очевидна поскольку он находит там отклик в балконах с аналогичными перилами.

    Крыша же балкона перекликается с крышей эркера и здания и создает еще одно диагональное движение.

    4. Цвет и фактура.


    В здании Sirius ни цвет ни фактура не акцентируют на себе внимания. Их функции стандартны. Здание двухцветно. Желтый используется как цвет стен, зеленый как цвет крыши и балкнонов. Небольшой каменный пилон у входных ворот плохо заметен и скорее служит вынужденной и стандартной деталью подтверждающей принадлежность дома к стилистике финского романтизма.
    Бубырь использует в доме Капустина цвет и фактуру как средства композиции. Вся плоскость стены покрыта штукатуркой в набрызг формирующей грубый и северный вид здания. Основные плоскости композиционной игры выделены гладкой штукатуркой и покрашенны светлее. Низ здания обработан блоками камня,вступающими в своеобразную игру с вышестоящими по фасаду элементами.
    Выявив основные композиционные идеи зданий нам остается сравнить их с общим художественным процесом эпохи. Так мы сможем определить место наших домиков в истории и осознание их авторами происходящего вокруг них культурного процесса.
    5. Арсенал приемов использованных Бубырем оказывается очень современным искусству его времени. Фактически можно говорить о своеобразном авангарде. И даже больше о близости приемов Бубыря аванграднсой живописи и авангардной архитектуре последующих лет. Развивать здесь эту мысль не будем. Она достойна отдельной статьи.

    P.s. В этот раз я решил не делать выводов из статьи и как-нибудь серьезно подумав написать их отдельно. Хотя мне кажется что они во многом очевидны.

    Литература
    1. Кириков Особняки и доходные дома Санкт-Петербурга
    2. Сайт bubyr .narod.ru

    Фотографии:
    1. Интернет свободный доступ. При желании авторов уберу.
    2. Собственные фото.

    Алексей Федорович Бубырь - русский архитектор и один из самых ярких представителей северного модерна, творивших в Петербурге . Уроженец Екатеринославской губернии, выпускник Института гражданских инженеров, автор около двадцати доходных домов в Северной столице... (см. «"Справка КП"» ).

    Разобраться в особенностях творчества Алексея Федоровича «КП » помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий Федор Грибков.

    «ПОНЯЛ, ЧТО ГОРОД - БАЛТИЙСКИЙ»

    Эпоха модерна - один из самых неоднозначных периодов в европейской истории. А еще больше ситуация осложняется, когда мы говорим о Петербурге, - подчеркивает эксперт. - Во все периоды истории Северная столица заимствовала западные традиции, при этом сохраняя свою классическую индивидуальность.

    По словам Федора, одной из градостроительных задач начала двадцатого было сохранение неповторимого и уникального облика Петербурга при всех инновациях «нового стиля». То есть использовать новые течения зодчим разрешалось, но, что называется, в меру.

    Как раз в творчестве Алексея Федоровича Бубыря наиболее органично просматривается переход от северного модерна к неоклассике, - отмечает Грибков. - Если говорить об истоках северного модерна, то, конечно же, это Гельсингфорс (Хельсинки ). Бубырь - один из первых, кто начал понимать, что Петербург - балтийский город, и стиль Сааринена и Ларса Сонка как нельзя лучше подходит нашей атмосфере и климату. Строгие асимметричные фасады, разнообразие окон, первый этаж, акцентированный серым гранитом...

    Но обо всем по порядку. Вот самые примечательные дома Алексея Федоровича в Петербурге.

    С ГАРАЖОМ ДЛЯ «РЕНО»

    Как рассказывает Федор Грибков, здание под номером 11 на Стремянной улице (1906-1907) - одно из главных петербургских творений архитектора.

    Это собственный доходный дом Бубыря, центральное здание в его творчестве, - рассказывает Федор Грибков. - Как вы видите, фасад постройки украшают многочисленные антропоморфные существа. Любопытно, что их выполнили по эскизу зодчего Николая Васильева , будущего автора Соборной мечети на «Горьковской».

    Скульптурный декор здания не имеет аналогов ни в петербургской, ни в европейской архитектуре в целом. Доминанта фасада - «символика Солнца», органично смешанная с аллегорическим изображением морских существ, - рассказывает Грибков. - На уровне первого этажа сохранились «родные» двери магазинов, а вот парадное - это уже больше новодел. На фоне современного растительного декора и витражей с воронами выделяется и подлинное декоративное убранство: уникальной формы лестница криволинейного характера, камин в парадном вестибюле и оконная фурнитура.

    Когда-то во дворовом корпусе здесь находился гараж для автомобиля «Рено». Алексей Бубырь был не только выдающимся архитектором, но и одним из первых петербургских гонщиков!

    Кстати, у самого Алексея Федоровича была здесь квартира на шестом этаже. В домовладении начала двадцатого века это встречалось весьма редко, - добавляет специалист.

    СКРОМНОСТЬ И СТРОГОСТЬ

    По адресу набережная реки Фонтанки , 159 (1907-1909) располагался доходный дом Константина Ивановича Капустина , активного деятеля автомобилизма и участника многих соревнований по автоспорту. Вместе с ним Алексей Федорович участвовал в гонках Петербург-Луга .

    Дом, безусловно, рассчитан на восприятие издалека, - оценивает постройку Федор Грибков. - Внимание привлекают компоновка масс, игра оконных проемов, разнообразие облицовочных материалов при... абсолютной бездекоративности. Почти никакого «украшательства», а сам дом отлично вписан в градостроительный контекст Большой Коломны : район отнюдь не центральный.

    По словам эксперта, здание отражает присущую северному модерну скромность и строгость.

    Пластику стен подчёркивают такие строительные материалы, как черепица, гранит и штукатурные фактуры, - рассказывает создатель авторских экскурсий. - Кстати, черепичные крыши в Северной столице почти нигде больше не встречаются. Интересна игра цветов: ведь сам фасад получается двуцветным, а цвета образуют между собой контраст.

    «ШКОЛА, ГДЕ УЧИЛСЯ БРОДСКИЙ...»

    На улице Кирочной, 8 находится здание Анненшуле - училище Святой Анны (немецкая школа).

    Школа строилась при церкви Анненкирхе более раннего периода, - говорит Грибков. - Фасад оформлен интересным сочетанием красного и белого глазурованного кирпича (так называемого «гигиенического»).

    - «Школа, где учился Бродский ». Так обычно характеризуют в наши дни здание Анненшуле, - добавляет Федор. - Несомненно, Бубырь и Ильин используют здесь мотивы не только финской, но и шведской архитектуры, которые также проявляются в творчестве известного архитектора Федора Ивановича Лидваля.

    ТИПИЧНЫЙ ПРИ ЦЕРКВИ

    Загородный, 64 (1910-1912) - это доходный дом Латышской церкви. Это здание считается одним из многочисленных примеров аналогичных построек при религиозных учреждениях. Но и тут Алексею Бубырю удалось сохранить свой уникальный почерк.

    Это здание образует единый комплекс с архитектурным ансамблем на Подольской улице. И вот он - фирменный стиль Бубыря: лестница-башня, ассиметричные фасады и разнообразие в оконных проемах. При этом фасад акцентирован присущими северному модерну штукатурными фактурами, - объясняет наш собеседник. - Интересен общий силуэт здания: перепады кровли и мансардный этаж напоминают нам крепостное зодчество - некий лейтмотив в творчестве нашего архитектора. Примечательно то, что Бубырь по ходу строительства вносил некоторые коррективы и в соседнее здание по проекту Виктора Александровича Шретера, также принадлежавшее Латышской церкви.

    И действительно, правая часть здания (Подольская, 2) - бывший Сиротский дом. Его построили в 1881 году по проекту русского архитектора немецкого происхождения Виктора Шретера. Алексей Бубырь надстроил его шестым и мансардным этажом.

    ПАУК И КЛАВИШИ

    Большой проспект Петроградской стороны, 104 (1912-1914) - манифест неоклассики Бубыря и единственная его постройка на Петроградке. Как и собственный доходный дом, это здание возведено при участии архитектора Николая Васильева.

    Здание принадлежало тестю Бубыря, Роберту Дидерихсу , который был владельцем фортепианной фабрики, - отмечает Грибков. - Символика парадной лестницы соответствующая: витраж-паук - восемь ног, как символ бесконечной фортепианной игры, напольная плитка вызывает ассоциации с белыми и черными клавишами рояля.

    Как отмечает Федор, здание прекрасно вписано в так называемую «новую часть Большого проспекта» после Архиерейской площади (Льва Толстого ). На этом архитектурном ансамбле заканчивается дореволюционная архитектура, просуществовавшая в своей целостности до 1914 года.

    Далее наметился некий перерыв в архитектуре Северной столице, связанный с известными событиями, - говорит специалист. - Многие архитекторы дореволюционного Петербурга продолжили работу в Петрограде -Ленинграде. Коснуться Алексея Бубыря это, к великому сожалению, не успело... Архитектор погиб на территории Украины в Гражданскую войну.

    ИТОГИ

    Резюмируя, Федор Грибков отметил, что след Бубыря сыграл большую роль для градостроительного контекста Петербурга начала двадцатого века.

    Его здания - образцы лучшей стилизации в рамках архитектуры северного югендстиля, который обладает не только индивидуально-авторским характером, но и повторяет мотивы средневековой архитектуры, - заключил эксперт по модерну. - Бубырь идеально вписал такого рода зодчество в петербургский контекст, одним из первых применив асимметрию фасадов, разнооконность и разнообразие облицовочных материалов при общей декоративной аскетичности.

    СПРАВКА «КП»

    Алексей Федорович БУБЫРЬ. Родился в 1876 году. В 1897-ом сразу по окончании Павлоградской гимназии (Екатеринославская губерния) переехал в Северную столицу. Поступил в петербургский Институт гражданских инженеров. С отличием выпустился в 1902 году.

    Работал не только в Петербурге, но и в Таллинне и Сочи .

    Был женат на Юлии Андреевне Дидерихс - дочери последнего владельца фортепьянной фабрики фабрики «Diederichs Freres» Андрея Андреевича. В браке родилось пятеро детей.

    После 1917 года Бубырь перестал получать частные заказы и уехал из города на Неве на Украину. В 1919 году погиб от рук бандитов. Место захоронения архитектора неизвестно.

    Алексей Федорович Бубырь (1876-1919) родился 16(28) марта 1876 г. в деревне Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (Днепропетровская область Украины). В 1902 году он блестяще окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, затем поступил на службу в Канцелярию по учреждениям императрицы Марии, занимавшуюся делами учебных и благотворительных заведений страны. Участвовал в постройке Коммерческого училища на улице Ломоносова.
    Деятельность Бубыря началась в довольно благоприятных условиях строительного подъема, он получил возможность быстро реализовывать свои замыслы.
    В среде архитекторов и у широкой общественности возник интерес к новой архитектуре, появилось стремление преодолеть архитектурную «отсталость» страны. Авторы отстаивали рационализм и демократизацию архитектуры, что было благосклонно воспринято не только интеллигенцией, но и купечеством. Новые веяния встречали порой враждебное отношение со стороны старых архитекторов. Молодым архитекторам-новаторам приходилось утверждать свои взгляды в журнальных статьях, на собраниях и конференциях, на выставках, но самое главное в практике. Бубырь был одним из тех, кто быстро понял требования нового времени.

    В 1903 году Алексей Фёдорович женился на Юлии Андреевне Дидерихс, дочери владельца фабрики фортепианных изделий «Братья Дидерихс». До постройки дома на Стремянной улице, 11, семья жила в большом новом доме на углу Слоновой (ныне Суворовский пр.) и Таврической улиц, построенном архитектором А. В. Кащенко в 1901 году. В семье родилось пятеро детей. Увеличившаяся семья требовала средств, Бубырь много и успешно работал.

    В 1905 году Бубырь приобрел участок на Стремянной, 11. Несмотря на то, что Невский в двух шагах, это не самое лучшее место в Московской части. Главный фасад дома по Стремянной ул. проектировал Н. В. Васильев.

    На фасаде дома интересное сочетание облицовочных материалов – пютерлаксский рапакиви, финский горшечный камень и грубая штукатурка.

    В журнале «Зодчий», 1906 №52, гражданский инженер А. Бубырь опубликовал описание дома и проект фасада:

    «В доме проектированы квартиры в 9, 6, 5 и 3 комнаты, соответственным образом устроенные и отделанные. Все квартиры (кроме квартиры в 3 комнаты) с людскими, ваннами и 2 клозетами. Прачечная проектируется над шестым этажом, так как напор воды городского водопровода допускает это, даже по банным дням. Дровяные подвалы будут помещены под двором, приподнятым против уровня улицы. Для фасада предполагается воспользоваться следующими материалами: для нижнего этажа красный пютерлахский гранит, грубо обработанный, а в немногих местах гладко тесаный со скульптурой (у переднего входа и у ворот); для второго этажа, балкона и для частичной отделки отверстий в остальных этажах - финляндский горшечный камень, также местами гладко тесаный, местами со скульптурой, как видно на фасаде (табл. №54); в верхнем этаже и местами в третьем и четвертом этажах - шероховатая штукатурка; все же остальное поле предполагается облицовать заграничным облицовочным кирпичом; колпак для балкона-фонаря в шестом этаже проектирован из меди; решетки и ворота - железные, кованые».

    Месторождений горшечного камня в мире очень мало. Добыча в промышленных масштабах есть только в Швеции и Финляндии. В России горшечный камень добывают в Карелии и немного на Урале. У нас горшечный камень называют камнем северного модерна, так как он стал популярен в конце XIX - начале XX века. Камень легко режется ножом, его можно пилить пилой для дерева. Камень по цвету имеет все оттенки серого, выглядит благородно. Широко использовался для отделки фасадов зданий. Резные изображения сов, зайцев, кикимор, пауков, гадов, папоротников и грибов из горшечного камня можно увидеть на многих домах построенных в стиле северный модерн. Можно добавить, что камень не впитывает воду и обладает прекрасной теплоемкостью, поэтому сейчас на рынке предлагаются камины, изготовленные из горшечного камня.

    Наверно этот дом является самым ярким образцом северного модерна, который в Финляндии называют «национальным романтизмом». Только у Сааринена его гельсингфорсская «Похъела» очень серьезна (Калевала и всё такое), а у Бубыря и Васильева получился веселый «зверский» стиль. Это настоящая добрая лесная сказка. Когда бежишь мимо, то все эти кикиморы, гады, рыбы, елочки-грибочки не очень заметны. Надо просто остановиться, поднять голову, смотреть и слушать поэзию архитектуры. Ни один мотив на фасаде не повторяется. Удивительное сочетание романтического начала и трезвого расчета, который так необходим каждому домовладельцу.

    Пютерлаксский рапакиви:

    Совы:

    Много сов:

    Грибные цветы

    Солнечные зайчики:

    Солнце и звезды на небесном своде

    Грибы в лесу:

    Лесной балкон на «берегу медного озера»:

    Противоположный «берег»:

    Ещё одно грибное место:

    Бубырь с семьей жил на шестом этаже. Его мастерская выходила в открытый двор, окнами на юг (сейчас сверху надстроена ещё мансарда). Бубырь отличался необыкновенным трудолюбием, он не умел и не любил отдыхать. Проектирование и строительство занимали у него всё время. Обычно он работал одновременно над несколькими проектами, кроме того преподавал в Институте гражданских инженеров, участвовал в работе Обществе архитекторов в качестве эксперта, члена жюри, консультанта. Трудился и был счастлив.

    Когда началась мировая война Алексей Фёдорович отправил семью на свою родину на Украину. После революции он перестал получать заказы на проектирование и строительство, был лишен возможности преподавать. Бубырь уехал к семье на Украину. В 1919 году его жизнь трагически оборвалась, он погиб от рук украинских бандитов. Место захоронения неизвестно.